fbpx
фото Шишаков, Артюхин, Козуля, Диденко

31 мая столичные пожарные отмечают свой профессиональный праздник – День пожарной охраны города Москвы. Дата некруглая, но цифра к себе вызывает уважение, службе огнеборцев исполняется 218 лет. За эти годы пожарные прошли длинный путь –  от конной упряжки с бочкой воды до современных пожарных машин и пожарной авиации. В этот праздничный день расскажем о том, как создавалась пожарная авиация в столице.

Они были первыми

Идея создания авиаотряда в Москве родилась в начале 2000-х годов. Тогда власти города пришли к выводу, что в столице для обеспечения безопасности и для более эффективной работы по предупреждению и ликвидации различных происшествий необходима своя авиация.

Так, 13 мая 2003 года, по решению правительства Москвы был создан Московский авиационный центр. Первыми вертолетами, которые передали в оперативное управление учреждения на этапе формирования, стали две машины Ка-32А и один Ми-26Т. Тогда же Центр принял на баланс 5 посадочных площадок при городских клинических больницах с диспетчерскими пунктами и 2 площадки на МКАДе. Основной задачей учреждения на тот момент было применение вертолетов для тушения пожаров.

вертолет, МАЦ

В 2004 году основные усилия Московского авиацентра были направлены на восстановление ресурса вертолетов и комплектование эскадрильи пожарных воздушных судов необходимым летным и инженерно-техническим составом. В тот же период пилоты переучивались на управление вертолетами Ка-32А. Была проведена большая работа по созданию командного пункта управления воздушными судами.

Свое формирование Московский авиационный центр завершил к 1 июня 2004 года: укомплектованность сотрудниками составила 32%, было подготовлено 5 лётных экипажей, из них три – на Ка-32А и два – на Ми-26Т. В тот же день один из вертолетов Ка-32А поставили на дежурство по тушению пожаров.

вертолет, МАЦ

С этого момента пожарная авиация стала принимать активное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в столице. Так, наиболее крупные пожары, к тушению которых привлекались силы учреждения, были происшествия на заводе «Серп и молот», в Вернисаже «Измайлово», на складах на улице Чермянская и Черкизовского рынка, в театрах имени Немировича-Данченко, Петросяна, в здании Московского института государственного и корпоративного управления, в реставрационном центре им. Грабаря, в научно-производственном объединении «Алмаз-Антей», в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. А также масштабные лесные пожары 2010 года и многие другие.

вертолет, МАЦ

Горячее небо

 «Хорошо помню тот день, когда пришел на собеседование в Московский авиационный центр. Это был 2004 год, — рассказал командир воздушного судна, инструктор Ка-32 первой авиационной эскадрильи Сергей Козуля. –  Приехал я из Магаданского управления гражданской авиации по рекомендации моих коллег, которые уже здесь работали. Основной костяк Центра составляли пилоты из авиакомпании «Аэро-Камов». Тогда учреждение базировалось в подмосковном аэродроме Быково. Я осваивал особенности работы на Ка-32, изучал Москву. Раньше я летал в горах, а над городом гораздо сложнее работать. Здесь свои особенности — линии электропередач, «высотки», миллионы людей».

Первое «боевое» крещение Сергей Козуля получил во время ликвидации пожара в театре Немировича-Данченко внутри Бульварного кольца. 

вертолет, МАЦ

«Пешеходную Москву я уже к тому времени хорошо изучил, а вот с высоты –  это было моё первое знакомство, — вспоминает Сергей. –  В момент взлета и весь путь к месту происшествия я очень волновался… Глаза с пятак, в горле все пересохло, как перед экзаменом… Но нужно было работать. Пожар необходимо было ликвидировать, а свои беспокойства оставлять на земле…

 Боролись с огнем с помощью водосливного устройства. Набирали воду из Москвы-реки, летали через Красную площадь. Такое было чувство, как будто мы участвовали в военном параде, и сотни людей завораживающе наблюдали за нашей работой, – с улыбкой продолжил Сергей. – Наверное, я на всю жизнь запомню тот вылет».

За время своей работы в Московском авиационном центре Сергей Козуля проявил себя как опытный высокопрофессиональный пилот, который участвовал в ликвидациях последствий многих крупных пожаров в столице: театре Петросяна «Кривое зеркало», в Измайловском Кремле, пожар в Северном Медведкове и в крупнейшем в истории современной России ТЦ «Синдика», за что был награжден медалью МЧС «За отвагу на пожаре» и другими ведомственными медалями и знаками.

вертолет, МАЦ

Бортмеханик пожарного вертолета Ка-32А Московского авиацентра Николай Шишаков пришел в центр в 2006 году на должность старшего техника Ка – 32 и Ми-26.

«У своей сестры увидел журнал с публикацией о Московском авиационном центре, — вспоминает Николай Шишаков. – Я заинтересовался этим учреждением, позвонил в отдел кадров и успешно прошел собеседование. Потом поехал в Быково, встретил меня там командир летного отряда. На должность бортового механика меня сразу не поставили, нужно было пройти определенную переподготовку. Вначале я начал «крутить гайки» (смеется). И до 2014 года проработал старшим техником».

 Позже Николай Шишаков прошел переподготовку в Ростове-на-Дону, и с 2015 года продолжил работу бортовым механиком. Так началась его летная практика в авиацентре.

вертолет, МАЦ

«Когда я пришел работать в Московский авиационный центр — львиная доля состава были летчики испытатели из гражданской авиации. Люди, прошедшие большую лётную школу в СССР! Здесь я встретился с заслуженным летчиком-испытателем России Александром Ивановичем Четвериковым, который освоил 72 типа летательных аппаратов, удостоен премии МЧС России за проверку эффективности работы водосливных устройств и внедрение авиационных технологий при ликвидации ЧС.

Еще один специалист авиацентра на тот момент – Виктор Владимирович Цыганков – штурман – испытатель, который 1982 году в составе экипажа впервые поднял в воздух советский вертолет Ми-28. С Цыганковым потом я сидел за одной партой, мы вместе переучивались на вертолёте КА-32 в Быково.

В Московском авиационном центре начинали работать заслуженные люди. К сожалению, летная жизнь не бесконечная. Многие ушли на пенсию, но мы продолжаем их начинания достойно».

Командир авиационной эскадрильи Евгений Артюхин связал свою жизнь с Московским авиационным центром в 2015 году. До этого служил в Вооруженных силах, позже летал в подмосковном Жуковском. Начинал работу вторым пилотом, потом стал командиром воздушного судна. Участвовал в тушении многих пожаров, но один из них запомнился ему особенно. 

вертолет, МАЦ

«Для меня это был первый ночной пожар в Северном Медведкове. Темная ночь, сильное задымление, плотная городская застройка… Необходимо было в условиях плохой видимости производить сбросы воды под определенным углом и на точно рассчитанной высоте. У нас нет права на ошибку! Сложно было, но с поставленной задачей справились! — прокомментировал Евгений Артюхин. – Еще запомнился пожар в торгово-строительном центре «Синдика». Начинали тушить днем, закончили поздно вечером. Мы брали воду за внешней стороной МКАДа, в двух минутах полета от «Синдики». Место забора определили заранее, еще до вылета. У нас так всегда. Как только поступает информация о пожаре, сразу смотрим карту.  В тот раз водоемов рядом много, поэтому проблем с поиском ближайшего не было. Наши вертолеты летали по кругу, один за другим. Вроде бы все, как обычно, но немного «поколдовать» на этом пожаре пришлось».

Алексей Александрович Диденко, заместитель командира летного отряда, пришел в авиацентр из вооруженных сил РФ в тот же год, когда и Евгений Артюхин. Он ветеран боевых действий в Афганистане, имеет два Ордена «Красной Звезды» и Орден «За военные заслуги».

За свою летную карьеру Алексей Диденко освоил 6 типов вертолетов, имеет богатый опыт полетов в сложных метеоусловиях, в том числе и ночью.

вертолет, МАЦ

«Мы все часто вспоминаем пожар 2012 года в Москва-Сити. Славно его потушили, получили поздравления со всего мира, но этот опыт никто не перенял дальше. Только в нашем авиационном центре он получил продолжение. Московский авиационный центр на сегодняшний день единственный, кто тушит пожары ночью. Ликвидация возгораний в ночное время авиацией — это очень сложная работа, требующая большого напряжения сил, огромного профессионального мастерства, концентрации внимания всех членов экипажа, согласований с наземными службами. Если днем все видно, то ночью не видно ни подъёмных кранов, ни зданий. А нужно, в полной темноте, в незнакомом месте правильно зайти на какой-то водоем, а затем слить воду, не повредить ничего в зоне тушения пожара».

Наша жизнь не стоит на месте. Многое изменилось в Московском авиацентре. Появились новые вертолеты, техника, спасательный отряд. В настоящее время в летном составе учреждения 14 экипажей, готовых выполнять сложнейшие задачи по тушению пожаров в столице.

Сегодня в оперативном управлении авиацентра находится 11 вертолетов: тяжеловес Ми-26Т (1 ед.), вертолет среднего класса Ка-32А (4 ед.), многоцелевой ВК117 С-2 (5 ед.). Вертолёты Ка-32А и Ми-26Т, в основном, применяют для тушения пожаров с воздуха, транспортировки спасателей и крупногабаритных грузов к месту происшествий. Ежедневно в столице дежурит 6 экипажей – 3 санитарных и 3 пожарных.

Экипажи вертолетов первой эскадрильи – воздушных огнеборцев – применяют всё более новые, современные средства в борьбе с огнем, среди которых уникальная система вертикального, горизонтального и бокового пожаротушения, способная ликвидировать возгорание в плотной городской застройке на любой высоте; водосливное устройство на 5 и 15 тонн воды.

вертолет, МАЦ

 Но главное богатство Московского авиационного центра – люди. Все те, кто каждый день готов бороться с огненной стихией и спасать человеческие жизни.

В профессиональный праздник столичной пожарной охраны хотелось бы напомнить, что герои Москвы живут рядом с нами. И они являют собой пример для нового поколения. Пример высокого профессионализма, ответственности, мужества и любви к своему нелегкому делу борьбы с огненной стихией.

 

Читайте также:

Лучшие в Московском авиацентре – пилот-инструктор пожарного вертолета Алексей Паршиков