fbpx

Живопись и архитектура — две родные сестры, одна не может существовать без другой. Недаром архитекторы во время своей учебы выезжают на пленэр с мольбертами, как заправские художники, а художники вдохновляются городскими пейзажами и замысловатыми строениями. Каждый архитектор с именем — художник, а каждый художник — немного архитектор.

Московский Фонд капитального ремонта тоже постоянно соприкасается с изобразительным искусством. Особенно когда берется за работу в домах — памятниках архитектуры. Таких, где необходимо восполнить лепной декор, кованые решетки, резные двери. Но и для более современных домов тоже надо подобрать оптимальное соотношение цветов, линий, источников света…

Словом, нет ничего удивительного в том, что ФКР стал «родителем» художественного конкурса, посвященного капитальному ремонту. Перефразируя латинскую пословицу — art longa, reparare brevis. Искусство вечно, а ремонт надо время от времени обновлять. Но почему бы не увековечить бренное?

Конкурс, можно сказать, новорожденный — у него пока всего один лауреат. В 2021 году победителем стала художница Вероника Юркова. Она окончила художественно-графический факультет МПГУ им. Ленина в 1984 году и вот уже двадцать шесть лет преподает живопись и графику как взрослым, так и детям.

Началось все с того, что в 2020 году Фонд капитального ремонта предложил нескольким художникам отразить преображение старых домов живописными средствами. Появилась серия работ, они всем очень понравились. И тогда решили добавить элемент соревновательности — за право изобразить результаты капитального ремонта художники должны побороться.

Итак, в начале прошлого года в социальных сетях кинули клич: кто готов стать художником года от ФКР? Для участия необходимо написать жилой дом. При этом от кандидатов не требовали ни дипломов, ни членства в Союзе художников. Вообще никаких бумажек о прохождении каких-либо художественных курсов не спрашивали. Считаешь себя художником — вперед.

Однако было все-таки одно условие: работу необходимо было написать маслом. Это сразу отсекло многих желающих: для масла необходима студия, в квартире им не поработаешь. И тем более не оставишь сушиться. Спать в одном помещении с сырой масляной работой невозможно.

– Такое требование связано с тем, что работу маслом легче всего выставлять, – объяснили в пресс-службе ФКР. – В 2020 году, когда мы уже собирали работы художников, но еще без конкурса, часть картин была написана пастелью. С ними пришлось повозиться: ведь пастель (а также акварель) надо обязательно прятать под стекло. А вот холсты с маслом можно экспонировать просто на галерейных подрамниках.

Свои работы представили 10 московских художников, и жюри из руководства ФКР выбрало победителя — как уже говорилось, им стала Вероника Юркова.

Далее началось создание серии. И если для отборочного тура можно было писать любой дом по своему желанию, то серию уже необходимо было согласовывать с ФКР. Художнице выдали список адресов, по которым велся в этом году капитальный ремонт, она внимательно осмотрела дома и написала те, которые ей больше всего приглянулись. В результате получилась серия из двенадцати работ.

Работы Вероники получились разнообразными и разноплановыми. Вот небольшая деталь дома — кариатиды поддерживают небольшой угловой балкон. Вот фасад дома по адресу улица Чаплыгина, 10 — ничего лишнего. Нет даже людей — в произведениях подобного жанра человеческая фигура называется стаффажем и служит мерилом, обозначает габариты изображенного.

Монументально и интересно изображен угол дома 10 по Ленинградскому проспекту. Голубо-розовое масляное небо и четкие, графические черные линии фасада. Создается впечатление, что здание прозрачно или сделано из чистейшего стекла и в нем отражаются все небесные облачка.

А в здании 21, строение 1 по Большому Дровяному переулку отремонтировали подъезд. Поэтому на картине Вероники — уходящая вниз лестница, светлые стены и кованые, тщательно восстановленные перила с ажурным рисунком.

Что ж, началась новая весна, и Фонд капитального ремонта надеется, что в этом году тоже будет победитель, который запечатлеет на холсте масляными красками отремонтированные жилые дома. Тем более что именно сейчас ФКР занимается весьма живописными зданиями эпохи модерна, классицизма, конструктивизма и эклектики.

Словом, есть из чего выбирать.

Майя ПЧЁЛКИНА.

По материалам «Московская правда»