Михаил Калушка, водитель, спасатель, фото МАЦ

В мае 2023 года исполняется 20 лет Московскому авиационному центру – именно столько времени учреждение стоит на страже безопасности Москвы и москвичей, экстренно реагируя на любые чрезвычайные ситуации в столице, а если понадобится, то и за её пределами. А гарантией того, что эта уникальная отлаженная система даже в самых сложных ситуациях сработает безотказно, являются, конечно же, люди авиацентра – опытные высококлассные специалисты самых разных профессий, в том числе совсем даже не авиационных. И один из них – это водитель Михаил Калушка, уже 15 лет работающий в Московском авиацентре.

Говоря о трудовой биографии Михаила Павловича, нельзя не отметить, что в юности ему слишком рано пришлось повзрослеть и начать самостоятельно принимать ответственные решения. После 8 класса он закончил профессионально-техническое училище, а заодно и отучился на курсах ДОСААФ, получив сразу несколько водительских категорий. Когда пришло время – не дожидаясь повестки отправился в военкомат для призыва на срочную службу. Изумлённый военком был тронут решительностью парнишки и в качестве поощрения направил его в ракетные войска стратегического назначения. За рулём спецавтомобиля на базе УАЗ-452 Михаил объездил тогда дороги Смоленщины, республики советской Прибалтики и Белоруссию, даже не предполагая, что этот опыт службы ещё  пригодится ему в будущем.

После армии Михаил пришёл на московский автокомбинат № 41, где проработал 14 лет, а за добросовестный труд был даже отмечен юбилейной медалью «В память 850-летия Москвы». Затем было ещё одно транспортное предприятие, ну а в итоге – солидный водительский стаж и опыт, высокая квалификация и отменное знание географии столицы. И когда в начале 2008 года, по совету друзей, Михаил отправился на собеседование в Московский авиацентр, не особенно даже рассчитывая на успех – то был сразу принят на работу водителем на подвижный пункт управления полётами! Пригодился и стаж, и опыт, и специфика службы в армии.

«Поначалу большого автопарка в Московском авиацентре не было, подвижный пункт управления размещался на автомобиле «Соболь», а самая первая и единственная точка дежурства – у НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Оттуда, из центра Москвы, по указанию оперативного дежурного, мы с диспетчером выезжали в любую точку города, где произошла чрезвычайная ситуация. Теперь на базе авиацентра есть командный пункт, где дежурит полная оперативная группа. В нашем распоряжении комплексная информационная система мониторинга КИСУСС, отображающая данные обо всех ЧС на карте Москвы, по автономным округам»

М. Калушка (справа) с коллегами

В качестве водителя подвижного пункта управления полётами (ППУ) Михаилу довелось принимать участие в ликвидации сильнейших торфяных пожаров под Москвой летом 2010 года и многих крупных техногенных пожаров в Москве и Подмосковье. Несколько примеров из числа сравнительно недавних происшествий – это на заводе «Серп и молот», в поселке «Шишкин лес», в научно-производственном объединении «Алмаз-Антей», строительный рынок в поселке Мосрентген. А за все 15 лет работы в авиацентре – всего и не упомнить.

«Когда к нам на стажировку приходит молодёжь, то я рассказываю, что машина ППУ должна добраться до точки чрезвычайной ситуации раньше вертолёта! Шутка, конечно – но, по сути, это так и есть. Машина ППУ оборудована проблесковыми маячками и специальными звуковыми сигналами и, конечно, мы имеем преимущество на дороге, а в случае острой необходимости отступаем от правил—но всё это очень аккуратно, осторожно и только твёрдо убедившись, что нас видят и пропускают! Добравшись до места происшествия, мы должны развернуть видеоконтроль, обеспечить запись всех разговоров в эфире между лётчиками и диспетчерами, установить метеооборудование, убедиться, что всё работает – и уже после этого, по команде оперативного штаба, на место ЧС отправится вертолёт»

Помимо работы на ППУ, Михаил, как и другие водители в авиацентре, бывает задействован на аэродроме или доставляет на дежурном автобусе лётные экипажи, инженеров и техников. Конечно, бывают и дежурства на аварийно-спасательных автомобилях, выезжающих на места дорожно-транспортных происшествий. С огромным сожалением Михаил Павлович отмечает, что очень часты происшествия с участием молодых водителей на автомобилях каршеринга. Прибывшей на место команде приходится разрезать искорёженный металл, высвобождая зажатых в салоне пострадавших. Хорошо, когда удаётся спасти.

«Был случай в районе поселения Рязановское в Новой Москве – это недалеко от базы, поэтому на место ДТП мы прибыли очень быстро. До приезда «скорой» наши спасатели разрезали крышу и «торпеду» измятого автомобиля, успели двоих извлечь живыми и передать подъехавшим медикам»

Невозможно не задаться вопросом – как удаётся сохранять спокойствие и выдержку, добродушие и оптимистичное чувство юмора при такой напряжённой работе в условиях мегаполиса, требующей постоянного повышенного внимания, концентрации, умения быстро и точно оценивать ситуацию и принимать ответственные, зачастую нестандартные решения? Что даёт возможность восстанавливаться эмоционально и физически, почувствовать себя отдохнувшим – чтобы вновь спешить на помощь городу и людям в чрезвычайных ситуациях?

«Это, конечно, приходит с опытом… А что касается отдыха, очень люблю рыбалку, для меня ловить щуку на спиннинг – это ни с чем не сравнимое удовольствие и азарт! А когда настаёт грибная пора, люблю отправиться на «тихую охоту». Выбираемся с семьёй на дачу, где есть домик и сад, а вокруг дивной красоты места! Дети уже выросли, так что мы с женой теперь привозим туда наших внуков»

Ольга КУРСАКОВА.

Фото из архива М. Калушка