перенос дома, фото Главархив

Это вполне возможно. И началось такое «переселение» домов еще в конце XIX века. Об этом рассказывают документы Главархива Москвы.

Первый опыт

Первым опытом передвижки здания считают перемещение особняка на Каланчевской улице в 1897 году. Дом почетной гражданки Москвы, английской подданной Джейн МакГилл планировалось снести в связи с расширением Николаевской железной дороги (первой двухпутной казенной железной дороги в Российской империи, соединившей Москву и Петербург). Но здание удалось сохранить, передвинув на 100 метров западнее по специальным рельсам с помощью системы домкратов, и водрузить на новый фундамент. Его и по сей день можно увидеть по адресу Каланчевская улица, дом 32/61.

На вооружении советских инженеров

перенос дома, фото Главархив
Улица Горького (сейчас – Тверская) и фрагмент Советской площади (сейчас – Тверская площадь). Москва. Конец 1930-х гг. Автор фото неизвестен. Главархив Москвы.

После утверждения Генерального плана реконструкции Москвы в 1935 году метод взяли на вооружение советские специалисты в области строительства и инженерного дела. В 1936 году при Моссовете создан «Трест по передвижке и разборке зданий» с конторой в Ветошном переулке. Главным инженером треста назначили Эммануила Генделя. В последующие годы усилиями сотрудников учреждения в Москве были проведены десятки перемещений различных построек, особенно в районе улицы Горького (сейчас – Тверская). Самые известные здания, поменявшие прежнюю локацию – здание Моссовета (сейчас – мэрия Москвы) и дом бывшего Саввинского подворья, использовавшийся как жилой. Постройку массой 23 тысяч тонн передвинули вглубь квартала всего за одну ночь, пока жители спали.

Сохраняя культурное наследие

До начала Великой Отечественной войны разработан проект архитектурного оформления набережной имени Максима Горького (ныне  Космодамианская набережная). Предполагалось возведение новых высотных для своего времени жилых зданий и вместе с тем снос многих исторических сооружений, в частности главного дома усадьбы Иконниковых-Бажанова. К реализации проекта вернулись только после войны, но с существенной корректировкой задач. Так, предназначавшийся к уничтожению особняк XVIII века в стиле позднего классицизма (современный адрес – Космодамианская набережная, дом 4/22, строение 4) решили сохранить, учитывая его историко-культурную ценность. Для этого требовалось развернуть и передвинуть постройку вглубь двора. Соответствующее решение Исполкома Моссовета о перемещении здания, датированное 28 декабря 1950 года, хранится в Главархиве Москвы. Как следует из архивных документов, Главгорстрою СССР на время проведения работ надлежало переселить граждан, проживающих в  доме. В августе 1952 года рабочие третьего строительно-монтажного управления Мосстройтреста подняли и передвинули здание на 70 метров вглубь квартала с поворотом на 176°49΄. Для перемещения дома сделали  семь двухниточных путей из рельсов, выгнутых по окружностям. Строение опиралось на ходовые конструкции, его передвижение осуществлялось на 300-х стальных катках при помощи шести электрических домкратов грузоподъемностью в 20 тонн каждый. Работы длились пять дней, в течение которых бесперебойно функционировали водопровод, канализация, телефон и электричество. В 2007 году здание полностью отреставрировали, и сегодня его исторический фасад выходит на параллельную Космодамианской набережной Садовническую улицу.

Перемещение конторского дома Товарищества Ивана Сытина

перенос дома, фото Главархив
Вид на улицу Горького (сейчас – Тверская) до сноса углового дома и передвижки дома № 18 (бывший конторский дом И.Д. Сытина). Москва. 1959–1965 гг. Фото И.С. Якушева, Н.И. Якушевой. Главархив Москвы

Такая же технология передвижения зданий использовалась в Москве ещё относительно недавно: при перемещении конторского дома Товарищества Ивана Сытина (1979), которое передвинули на 33 метра вглубь двора, чтобы оно не загораживало вид на соседнее здание, где располагалась редакция газеты «Известия». Здание Московского художественного театра передвинули вглубь квартала в процессе капитального ремонта в 1983 году, что позволило увеличить сценическую площадку и установить новые механизмы для спецэффектов.

Нина ДОНСКИХ.