В центре Москвы Иван Грозный ищет библиотеку • ЭКСКЛЮЗИВ • Мой дом Москва

На Красной площади и в соборе Василия Блаженного — сердце нашей страны — режиссер Карен Оганесян снимает новый фильм с Евгением Гришковцом в роли Ивана Грозного. Сюжет картины сказочный, хотя в нем и действуют известные всем исторические персонажи.

Поссорившись с сыном, царь Иван Грозный случайно ранит его – как на знаменитой картине Репина. Жизнь царевича на волоске. Чтобы все исправить, Грозный отправляется в прошлое с помощью волшебного гримуара из своей легендарной Библиотеки. Однако что-то пошло не так, и царь Иван Васильевич попадает в наше время, где знакомится с семьей Осиповых. Глава семьи Никита Осипов – неудачливый археолог и такой же неудачливый отец. Он давно потерял контакт с детьми – Ромкой и Полей. Но теперь они вместе отправляются в путешествие, чтобы помочь Грозному спасти царевича. Пережив множество приключений и опасностей, Никита с детьми находит кое-что поважнее сокровищ – возможность вновь стать одной семьей со своими детьми.

Роль Ивана Грозного исполняет Евгений Гришковец

— Я, не думая, согласился на эту роль, — рассказывает  на съемочной площадке Евгений Гришковец. —  Не было никаких проб. Меня побрили наголо, приклеили мне бороду, волосы и получился царь. Как можно отказаться от роли Грозного после таких великих актеров? Я снимаюсь в кафтане, в котором играл Петр Мамонов в фильме «Царь». Шапочка из фильма Эйзенштейна – музейная вещь. Но царь у нас больше комедийный персонаж, способный на эксцентричные выходки. В этом фильме Иван Васильевич немножко Карлсон: эгоист, взбалмошный человек, вроде бы вредный, но в тоже время с ним интересно. Он очень энергичный и неугомонный. Я рад, что все это увидел во мне режиссер. Мне важен проект ещё потому, что я отец троих детей. Моя младшая – как раз ровесница героини (Полины). Я очень хочу, чтобы у моих детей были любимые фильмы, не только те, которые я смотрел в детстве, а было еще и современное детское кино, киносказка по современным технологиям, не калькированная с западного образца. Чтобы мы с детьми могли пойти на премьеру, как я со своими родителями ходил на премьеру сказок Роу. Я хочу, чтобы у детей, которым сейчас пять-десять лет, появился любимый фильм, созданный во времена их детства. Не знаю, получится ли, но у нашего фильма есть такой шанс».

В картине будут необыкновенные локации — Казанский и Ростовский кремль, широкие и красивые русские поля.

В фильме прекрасный актерский состав: Кирилл Кяро, Игорь Верник, Елена Сафонова, Анастасия Тодореску, Ульяна Пилипенко, Эрик Панич, Игнат Акрачков, Михаил Орлов .

— Работать с Кареном Оганесяном, — рассказывает исполнитель рольи старшего Осипова Кирилл Кяро, — интересно и весело. Он всегда ставит небанальные задачи и дает возможность для нестандартных актерских решений. Когда Карен предложил сказку – я не мог отказаться. Тизер для представления этого проекта мы записали за три часа, еще на съемках «Пассажиров». Наша сказка современная – мощный экшен: много трюков, погонь, магии, волшебства, превращений, перемещений во времени.

 

Взрослым тоже не будет скучно.

— Мы не ставим перед собой задачи снять исторически достоверное кино, — говорит режиссер  Карен Оганесян. — Это картина о том, что если взяться за дело вместе всей семьей, и помогать друг другу, то можно даже царя Ивана Грозного в прошлое вернуть и найти его библиотеку. Мы делаем добрый фильм для всей семьи: забавный, веселый, в чем-то поучительный. И у нас хватит творческих сил, чтобы сделать сказку, которую сегодняшние дети полюбят настолько, что родители устанут её включать.

Поскольку натурой для съемок стали интересные исторические места, то не обошлось без приключений и в процессе съемок. Так, для создания сказочной и немного нереальной атмосферы режиссеры картины придумали использовать в кадре гусиный пух во всех натурных сценах. Для такого эффекта его специально обрабатывали и спрессовывали для удобства. Но в самый неподходящий момент обработанный пух закончился. В ход пошел обыкновенный – из подушек. Непредсказуемая траектория его полета в кадре и «посадки» на прическах и костюмах рождали массу комических ситуаций.

В съемках картины принимали участие не только люди, но и животные. Кроме вполне ожидаемых лошадей, были экзотические птицы: попугай и пингвины. Они удивительно четко выполнили задачу режиссера, и дублей было у них меньше, чем у актеров. Ростовский кремль, кроме своей архитектуры, славен яблоками из монастырского сада. Для усиления эффекта и красивой картинки съемочная группа развесила на всех деревьях в саду дополнительно сто килограмм яблок. Посетители очень удивлялись, «срывая» в очередной раз такое яблоко.

Ну, а съемка в Покровском соборе (Храм Василия Блаженного) вообще стала испытанием для сотрудников и руководства Исторического музея, частью которого считается собор, и для съёмочной группы. Будучи одним из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в., в соборе действуют строгие ограничения: ничего не трогать руками, не прислонять к стенам, не ронять ничего на пол, еда и напитки  тут тоже под запретом. Даже текст сыгранных стут цен был предварительно согласован с Настоятелем Собора.

Между тем, съемки продолжаются.

Елена Булова