fbpx

Как ФКР воссоздает историю

Как ФКР воссоздает историю

ФКР, капремонт, история

Фонд капитального ремонта Москвы начал работы в доходном доме П. А. Скопника, который расположен по адресу улица Спиридоновка, дом 27/24. В доме запланирован капитальный ремонт с реставрацией: в частности будет восстановлен фасад.

Пятиэтажный дом выходит сразу на три улицы: Спиридоновку, Вспольный переулок и Садово-Кудринскую. На его фасаде расположено восемь трехгранных эркеров, и каждый поддерживает четыре кронштейна. Итого, значит, 32. Так вот: в советское время в доме проводился ремонт. Проводился тяп-ляп, без всякого уважения к дореволюционному модерну (что, в общем, понятно: в те времена неуважение к дореволюционному прошлому было в тренде). Поэтому кронштейны — фигурные резные кронштейны, выполненные в виде большого листа — попросту замазали шпаклевкой и закрасили.

И сейчас специалисты ФКР пытаются восстановить исторический облик здания. Сначала попытались понять, как эти кронштейны вообще выглядели. Для этого провели трехмерное сканирование. Затем скульптор собрал кронштейн из нескольких элементов, взятых с разных мест фасада. Результат отправили на экспертную оценку в Департамент культурного наследия Москвы. Если эксперты одобрят, то таким же образом будут восстановлены и остальные кронштейны.

Доходный дом инженера Петра Скопника — это один из образцов модерна. Он был построен в 1906-1908 годах архитектором Густавом Гельрихом. Дом очень красив: волнообразная пластика, мужские фигуры-атланты, поддерживающие балконы… К сожалению, многое утрачено: нет цинкового рельефного декора карнизов и козырьков, во многих местах отсутствует растительный декор, который был когда-то. Будем надеяться, что дом восстановят в соответствии с первоначальным замыслом гениального архитектора.

Густав Гельрих родился в Гамбурге в 1878 году. В 1901 переехал в Москву, с 1906 — член Московского архитектурного общества. Вплоть до 1914 года немецкий архитектор трудился в Первопрестольной, создав сорок с небольшим домов в стиле «модерн». Коллеги писали в воспоминаниях, что скульптор постоянно тревожился за будущее России и за свою безопасностью. В 1914 году он свернул свою деятельность, закрыл архитектурное бюро и уехал из страны на Запад. О дальнейшей его судьбе ничего не известно. Сложно предположить, что столь плодовитый и еще относительно молодой человек, не достигший сорока лет, мог просто отойти от дел. Скорее всего, где-то по дороге с ним случилось несчастье, но где именно и какое — кто знает… Ведь именно летом четырнадцатого года началась Первая мировая война.

О пропавшем без вести архитекторе в Москве осталась огромная память. Что-то не сохранилось: пропали с карты доходный дом Торгово-Строительного общества на Лесной улице или дом Плащова на Земляном Валу. Что-то было надстроено и перестроено, например, бани Прусакова в Электрическом переулке или доходный дом Якова Рекка на Пречистинке. Но большая часть его наследия сохранилась, и сейчас, силами ФКР, возвращается к своему изначальному виду, стилю «модерн» начала XX века.

Майя ПЧЁЛКИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *