Техническая навигация на Москве-реке закрылась до весны • ЭКСКЛЮЗИВ • Мой дом Москва
штурвал

Навигация на реках Москва и Яуза традиционно закрывается в начале ноября. На протяжении зимнего периода поддержанием чистоты на акваториях займутся четыре судна ГУП «Мосводосток».

судно-мусоросборщик, Мосводосток, Москва-река

Техническая навигация по главной городской водной артерии продолжается обычно до середины ноября. Официальное закрытия навигации в 2019 году состоялось 1 числа.  С этого момента началась подготовка гидротехнических сооружений к навигации-2020. В межнавигационный период суда ожидают плановые профилактические и ремонтные работы.

Общая площадь акватории, находящейся в зоне ответственности технического флота ГУП «Мосводосток» составляет более 30 км²: 67 км реки Москва; 4,5 км низовий реки Яуза; 4,5 км Водоотводного канала. Работы по уборке акватории выполняются 30-ю плавсредствами. Из них: 18 – самоходные суда и 12 – несамоходные, предназначенные для перевозок мусора и грунта в места временного хранения для последующей утилизации. На случаи аварийных ситуаций на реке в зимний период остаются работать дежурные суда.

судно-мусоросборщик, Мосводосток, Москва-река

У каждого судна свой район и 4 участка работы – от  Карамышевской плотины до Крымского моста, от Крымского моста до затона Новинки, от затона Новинки до шлюза №10, от шлюза №10 до Беседенского моста.

судно-мусоросборщик, Мосводосток, Москва-река, чистят реку

 Мосводосток, Москва-река, чистят реку

судно-мусоросборщик, Мосводосток, Москва-река, чистят реку

судно-мусоросборщик, Мосводосток, чистят реку

Большинство судов механизированы, имеют ковш и манипулятор, сочки. Скорость их движения составляет около 10 км/ч. На судне находятся три члена экипажа: капитан, моторист и матрос. Работают в круглосуточном режиме, в зимний период – в две смены.

Как рассказал руководитель группы гидротехнической службы ГУП «Мосводосток» Владимир Лапенков, с 1 ноября для работы по уборке акватории остается 4 дежурных судна, а остальные пойдут на профилактику. В этот период их ждет переборка двигателя, плановый ремонт двигательно-рулевого комплекса подводной части корпусов, а также грузозахватного оборудования, работы по силовым установкам и судовому оборудованию.

За период навигации с мая по ноябрь 2019 года с поверхности реки было поднято 1750 кубических метров мусора.

Владимир Лапенков
Руководитель группы гидротехнической службы ГУП «Мосводосток» Владимир Лапенков

«В большинстве своем это бытовой мусор, но есть и растительный: деревья, ветки, камыши. Собранное сырье складывается на площадки временного хранения, а после вывозится на полигоны», – пояснил Лапенков.

Он добавил, что на текущий момент акватория находится в удовлетворительном состоянии, вода достаточно чистая. Это связанно с тем, что большинство пассажирских судов становятся на зимнюю стоянку. Мусора становится мало, с этим объемом успешно справляется 4 судна: один ледокол, два мусоросборника (большой и малогабаритный) и один нефтесборник.

спасательный круг

судно-мусоросборщик, Мосводосток, Москва-река, чистят реку

«Сейчас стало намного чище! Лет 10-15 назад было очень грязно. И вода очистилась и мусора в ней поубавилось. Помню времена, когда вся речка была покрыта масляной пленкой», – говорит капитан судна «МС-3» Александр.

Решение о закрытии навигационного периода на Москве-реке принимается в соответствии с распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта. В зависимости от погоды, предельный срок навигации может быть продлен или, напротив, сокращен.

На реке Москва существует 3 типа навигации. Они разделяются по виду речного транспорта и его назначению: пассажирская, грузовая и техническая.

Мосводосток

Грузовая навигация активно развивалась XIII-XV вв. В те времена Москва-река являлась узлом ряда водных путей и играла важную роль. Летом по ней плыли купеческие караваны и военные отряды, а зимой, когда наступали морозы, скованная льдом река превращалась в санный путь.

Техническая навигация заработала впервые при Петре I, в ходе создания сквозного водного пути из Балтийского моря через Волгу и Москву-реку. Далее, в 1923 году открылась пассажирская навигация, тогда на Москве-реке появились первые речные трамвайчики.

В 1975 году был сформирован флот ГУП «Мосводосток». Одной из его задач стал контроль и поддержание удовлетворительного санитарного и экологического состояния реки. Флот ГУП «Мосводосток» ежедневно выполняет работы по сбору плавающего мусора, ликвидации нефтяных загрязнений и проведению дноочистительных работ.

Юлия Смагринская.

Фото и видео автора.