В минувшие выходные в помещении насосной станции транспортного тоннеля Беговой прошли работы по илосированию.
Для проведения процедуры была задействована бригада из пяти дорожных рабочих ГБУ «Гормост». Рабочие с помощью специального насосного оборудования (илососа) почистили резервуар – накопитель тоннеля от песчано-иловых отложений.
Беговой тоннель (если быть точными, их два– по пять полос движения в каждом), является транспортной развязкой на пересечении Ленинградского проспекта и Третьего транспортного кольца, он соединяет Беговую улицу и улицу Новая Башиловка.
Длина тоннелей — около 120 м.
Что такое зумпф?
Любой транспортный тоннель оборудуется системой водоотвода, состоящей из зумпфа, дренажных решёток и дренажной системы. Дренажная сеть взаимосвязана между собой, а вода вся стекает в зумпф. Зумпф (резервуар-накопитель), предназначен для сбора скапливающийся воды и иловых отложений. Его задача – не допускать подтоплений. В зумпф поступает вода из дренажных колодцев, расположенных на проезжей части. Во время дождя туда стекают осадки.


Наверняка любому человеку хотя бы раз в жизни приходилось видеть на дорогах, так называемые, водоприемные решётки. Под ними находятся ёмкости для воды, откуда идут системы слива. Конечной точкой маршрута является зумпф. Он располагается под помещением насосной станции, и представляет огромный бетонный бассейн, размером – 80 метров в длину, пять метров в ширину, столько же в глубину, всего 2000 кубометров. Внутри стационарно установлены насосы, которые, при заполнении ёмкости до определенного уровня, включаются автоматически и удаляют воду в коллектор. Вместе с водой в зумпф поступают песчано-иловые отложения, которые необходимо удалять, чтобы насосное оборудование не вышло из строя.
Как проходит илосирование
Илосирование представляет собой процесс очистки зумпфа от песчано-иловых отложений. Иными словами, уборка той гущи, которая осталась на дне помещения после откачки воды. Процедура выполняется при помощи илососа. Это устройство, предназначено для очистки колодцев, ливневых сетей от илово-песчаных осадков и транспортировки их к месту выгрузки.

Вакуумная илососная установка работает как огромный пылесос. Она располагается на базе автомобиля КамАЗ. Объем установки пять кубических метров. Для полноценной очистки всей площади зумпфа одной машины недостаточно, обычно к работе подключаются сразу несколько автомобилей.

«Вся грязь, оставшаяся после зимы, талых вод и весенних дождей стекается туда, образуя большое количество отложений. За один раз одной машиной с такими объёмами не справиться. Поэтому составляется специальный график илосирования, разбитый на несколько смен. В смену обычно работает четыре машины», – пояснил Сергей Зарихин, главный инженер участка перехода тоннеля.
Первым делом, прибывая на место илосирования, рабочие подключают шлаг к машине, затем заходят в помещение насосной станции. Там один из сотрудников облачается в специальную непромокаемую экипировку, состоящую из резиновых сапог, костюма и респиратора.

Помещение зумпфа разделено на две части, разграниченные стенкой. Сначала вся воды перекачивается в резервный отсек, после этого в колодец с илом спускается рабочий с насосом в руках. Коллеги протягивают ему шланг, и начинается непосредственная очистка. Она продолжается до тех пор, пока бак автомобиля не заполнится. В среднем, на загрузку одной машины уходит около 40 минут. После заполнения КамАЗ уезжает на разгрузку.


Песчано-иловые осадки относятся к четвертому классу опасности. Поэтому их складирование и утилизация происходят в специально отведенных для этого местах, на пунктах приема отходов. Чтобы не создавать затруднений на дорогах, ГБУ «Гормост» проводит работы преимущественно в ночные часы. Для очистки тоннеля, наподобие Бегового, требуется примерно пять ночей.
Как рассказал инженер, очистка зумпфа нужна для того, чтобы ил не мешал насосам работать. При работе в обычном режиме насос может засориться илом, что создаст риск выхода из строя всей дренажной системы. Это приведет к тому, что транспортный тоннель затопит при первом же дожде. К счастью, за все время эксплуатации тоннеля и насосных помещений, серьезных поломок не случалось. Проходили только планово-предупредительные работы.
ГБУ «Гормост» периодически проводит объезды всех городских тоннелей, регламентные работы на них. Ведется контроль за состоянием насосов. По итогам проверок составляется акт осмотров.
Юлия Смагринская.
Фото и видео автора.
Читайте также:
В купальной зоне Большого Садового пруда отдыхающие рискуют наступить только на речного рака
[…] Беговой тоннель почистили от ила […]
[…] Беговой тоннель почистили от ила […]
[…] Беговой тоннель почистили от ила […]