панно, московский дворец пионеров, фото КГХ

Панно «Золотой дождь» Московского дворца пионеров на Воробьевых горах заиграло новыми красками. Его восстановили в ходе реставрации корпусов.

Композиция находится на одной из торцевых стен выставочного зала первого корпуса и занимает пространство первого и второго этажей. Здесь по фактурной штукатурке прорезаны борозды, в которые утоплены мелкие стеклянные плитки, покрытые зеркальной поталью с золотистым тонирующим слоем лака. Рисунок косых пересекающихся и прямых линий со сложной авторской отделкой смальты образует «Золотой дождь», а свет, скользящий по ней, создает живые переливы, которые приводят в «движение» струны.

Как сообщает пресс-служба Департамента капитального ремонта города Москвы, панно за период эксплуатации зала было значительно повреждено.

В ходе реставрации его аккуратно отмыли от накопившихся загрязнений специальными очищающими составами. Все бухтящие места пропитали несколько раз клеевым раствором и в каждый подход прижимали их к основанию, чтобы устранить пустоты и ослабленную поверхность штукатурного слоя. Восстановили утраченную часть панно: демонтировали двери и заложили проем, затем оштукатурили этот участок до уровня авторского слоя, с использованием специальных инструментов и кварцевого песка придали покрытию фактурности. Штукатурку для восстановления утрат изготовили схожую по составу и цвету с исторической. Затем продлили линии рисунка, в которые после укладывались кусочки смальты. Места около окон и дверных проемов пропитывались специальными растворами, а затем аккуратно, вручную снимали слои масляной краски и шпаклевки.

Во время процесса очистки реставраторы обнаружили ремонтные вставки из штукатурки более темного цвета и заполнения вместо утраченных плиток. Все эти элементы удалили, затем эти места, утраты и трещины заполнили заколерованным в основной цвет составом. Но самую трудоемкую работу реставраторы проделали по изготовлению мозаичных плиток, близких к авторской по цвету и фактуре. Плитки смальты, подготовленные по размеру, оклеивались по специальному лаку зеркальной поталью (золотистая фольга, имитирующая сусальное золото), а затем окрашивались лаком золотистого цвета. После высыхания каждая плитка вклеивалась на место и при необходимости еще раз дополнительно тонировалась. Также в дополнение окрашивались подлинные фрагменты плитки, утратившие декоративное покрытие в процессе эксплуатации.

Теперь панно выглядит таким же, как его и задумывали авторы Московского дворца пионеров, а новые и отреставрированные кусочки смальты придали ему яркости.

Нина ДОНСКИХ.

Фото: КГХ