вертолет МАЦ, фото МАЦ

30 апреля в России отмечают День пожарной охраны. В этот день в 1649 году русским царём был подписан «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

За несколько веков технологии шагнули далеко вперед, а специальная техника значительно изменилась. Сегодня вместо конной упряжки с бочкой воды на происшествие отправляются пожарные автомобили и высотные подъёмники, а с 30-х годов прошлого века для ликвидации возгораний стала активно использоваться авиация. Так, в столице уже 20 лет применяются воздушные суда Московского авиационного центра.

Сегодня в авиапарке учреждения находится 11 винтокрылых машин, 5 из которых предназначены для борьбы с огнём и проведения аварийно-спасательных работ – это четыре многофункциональных Ка-32А и тяжёловес Ми-26Т.

«Современный мегаполис сложно представить без экстренной авиации, – прокомментировал директор Московского авиацентра Кирилл Святенко. – В условиях развитой инфраструктуры и высотной застройки привлечение вертолётов становится оптимальным решением как при необходимости экстренной эвакуации пострадавших из труднодоступных мест, так и, в некоторых случаях, для борьбы с огненной стихией. Так, например, Ка-32А зарекомендовал себя как лучшая машина для работы в городских условиях: он компактный, манёвренный, неприхотлив к изменениям погоды. Если же говорить о Ми-26 – самом большом транспортном вертолёте в мире – при ликвидации площадных пожаров эффективней средства не найти».

Сегодня три экипажа пожарных вертолётов Московского авиацентра дежурят в столице, обеспечивая круглосуточную готовность. Это позволяет максимально быстро реагировать на вызов и поднимать винтокрылую машину в воздух через 15-20 минут с момента поступления сигнала тревоги.

Для борьбы с огнём в авиации экстренного реагирования используются современные технологии. Так, на воздушные суда с помощью внешней подвески крепятся водосливные устройства, позволяющие сбрасывать на очаги возгораний 5 или 15 тонн одномоментно, в зависимости от типа воздушного судна. Прошлой весной в распоряжение Московского авиацентра поступила обновлённая система вертикального и горизонтального пожаротушения, с помощью которой можно ликвидировать возгорания в высотных зданиях. Пилоты, используя данную систему, могут подать воду в окно размером 70 на 40 сантиметров с расстояния 40 метров.

«Водосливное устройство применяется при тушении пожаров с открытым доступом к очагу возгорания, – рассказал командир лётного отряда Московского авиацентра Алексей Диденко. – А для ликвидации возгораний в высотных зданиях специально разработали систему вертикального и горизонтального пожаротушения, эффективность которой экипажи авиацентра продемонстрировали в 2010 году при выполнении работ на заводе «Алмаз-Антей» и в 2012 году – в башне «Федерация» делового центра «Москва-Сити». Позже систему усовершенствовали, и в 2022 году установили на вертолёт Ка-32А11ВС. Кстати, в нашем учреждении две такие машины, которые отличаются от предшественника более современной системой авионики и локации».

Вертолёты авиацентра привлекаются для ликвидации происшествий как в столице, так и регионах. Это возгорания в высотных зданиях, на промышленных объектах, площадные и природные пожары. Помимо этого, авиация применяется для доставки оборудования и техники к месту происшествия, а также проведения аварийно-спасательных работ.

За 20 лет работы Московского авиацентра вертолёты учреждения привлекались для тушения более 200 пожаров. В 2022 году экипажи приняли участие в ликвидации 6 пожаров.