В мае 2023 года исполняется 20 лет Московскому авиационному центру. Двадцать лет назад всё началось с создания небольшого авиаотряда, а сейчас вертолёты Московского авиацентра выполняют все авиационные работы в небе над столицей, а на земле для них сооружены 26 вертолётных площадок. В преддверии юбилея мы продолжаем знакомить вас с людьми авиацентра, чья повседневная работа – обеспечивать экстренное реагирование на любые чрезвычайные ситуации в нашем огромном, стремительно развивающемся городе.
Дмитрий Никифоров, техник по планеру и двигателям, работает в Московском авиацентре с 2008 года. А пришёл он в учреждение, имея за плечами среднюю школу, срочную службу в армии и несколько лет работы охранником-водителем. По итогам собеседования был принят водителем на легковой автомобиль, поступив в распоряжение руководителя инженерно-авиационной службы Ю.А. Бродникова (примеч. – главный инженер ГКУ «МАЦ» до 2021 года). Он-то и спросил спустя год, присмотревшись к спокойному, серьёзному, дисциплинированному сотруднику – не задумывался ли Дмитрий о том, чтоб учиться дальше и получить авиационную специальность, благо потенциал есть, возраст позволяет, а Московскому авиацентру в скором времени понадобится больше специалистов…
«Юрий Иванович Бродников дал мне, по сути, путёвку в жизнь! Ведь так получилось, что до армии я не успел закончить среднюю школу. Когда понял, что мне действительно выпал шанс получить и образование, и интересную востребованную специальность – пришлось первым делом отправляться в вечернюю школу, приниматься за школьные предметы и сдавать ЕГЭ, а уже после этого я смог поступить в Егорьевский авиационно-технический колледж имени Чкалова, на специальность «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».
Очно-заочная форма обучения позволяла совмещать работу и учёбу, а учился Дмитрий хорошо и даже был старостой группы, так что ещё до окончания колледжа, примерно за год до получения диплома, его уже перевели на должность авиационного техника.
«Уже десятый год я работаю авиационным техником и работу свою по-настоящему люблю. Коллектив техников, по понятным причинам, практически полностью мужской, хотя две девушки всё же украшают наши ряды – техники по авиационному радиоэлектронному оборудованию, в ведении которых находится вся электросистема вертолётов и приборы в пилотской кабине. У нас очень хороший коллектив, взаимопомощь и поддержка в нём – это не пустые слова».
Дмитрий Никифоров занимается техническим обслуживанием вертолётов ВК117С-2 – эти лёгкие многофункциональные вертолёты, оптимальные для использования в условиях плотной городской застройки и наиболее полно соответствующие требованиям безопасности, задействованы преимущественно на санитарных вылетах.
К слову, в своё время, когда было принято решение о приобретении ВК117С-2 для развития санитарной авиации Москвы, Дмитрий в составе группы технических специалистов Московского авиацентра прошёл обучение во французской компании Safran, производящей авиационные двигатели для этих вертолётов.
«Это было неожиданно и очень интересно. И кстати, я тогда впервые за границей побывал – во французском городе Байонна. Преподаватели объясняли на французском, реже на английском, но к счастью, с нами был хороший переводчик – так что поставленную нашим руководством задачу мы успешно выполнили!»
Интересно, что отдельная страница в истории Московского авиацентра – борьба с торфяными пожарами под Москвой летом 2010 года – запомнилась Дмитрию тем, что ему довелось несколько дней полетать на самом грузоподъёмном в мире вертолёте Ми-26Т. В авиапарке Московского авиацентра такой один и используется для тушения особо крупных пожаров.
«Тогда было принято решение – водосливное устройство ёмкостью 15 тонн убирать внутрь фюзеляжа Ми-26, чтобы и скорость полёта из-за сопротивления не терять и избежать повышенного расхода топлива. А ближе к месту пожара подсаживались, чтоб через заднюю аппарель достать водосливное устройство наружу и быстро подсоединить на внешнюю подвеску – что и было моей задачей. А вертолёт, конечно, потрясающий – огромный, мощный, настоящий лайнер!»
Стоит отметить, что, окончив авиационно-технический колледж, Дмитрий не остановился на достигнутом, а поступил в институт – филиал МАИ в г. Жуковском, известный ещё как «Стрела» – и без отрыва от работы уже успешно завершил учёбу в бакалавриате. Что ж – задачи Московского авиацентра растут, а знания и квалификация никогда не бывают лишними.
Ольга КУРСАКОВА.