выставка «Петербургские дворы», Санкт-Петербург, фото Ольга Курсакова

Если вы, отправляясь на отдых или по работе из Москвы в Петербург решите, пользуясь случаем, узнать его чуть лучше, почувствовать его атмосферу, познакомиться с историей и архитектурой с иной, непривычной большинству туристов непарадной стороны – то вам, без сомнения, стоит заглянуть в петербургские дворы исторического центра города. Дворы особняков и доходных домов, дворы-колодцы и дворы-анфилады, от неожиданно просторных до совсем крохотных, с их разнообразной и причудливой геометрией арок, крыш, дымоходов, водосточных труб, а порой и фонтанов – дворы, что философски и с достоинством несут на себе отпечатки времени и неласкового петербургского климата. Дворы, хранящие в себе эхо стольких голосов и шагов из прошлого – и продолжающие жить настоящим.

Пожалуй, неторопливые пешие прогулки по ним стоит отложить до более тёплого и светлого времени года. Но зато прямо сейчас можно побывать на выставке работ художника Бориса Шаулова «Петербургские дворы», которая проходит в Санкт-Петербурге, в литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского по 3 февраля включительно.

Сквозь акварель городских пейзажей проступают газетные строки и заголовки статей – художник создавал свои работы на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей». Газеты не старые, кое-где можно разглядеть 2009 год – но этот художественный приём мгновенно вызывает в памяти стены старых ленинградских, петербургских квартир, где под несколькими слоями бумажных обоев можно было обнаружить самый первый слой газет со статьями, к примеру, о поисках и спасении в 1928 году экипажа дирижабля «Италия» советским ледоколом «Красин»!

Ночные дворы. Б. Шаулов

Автор картин, художник Борис Исаевич Шаулов, родился в Ленинграде в 1945 году. Ленинградские дворы были естественной средой обитания послевоенного поколения мальчишек – в лабиринтах дворов они играли с друзьями в войну и в футбол, гоняли на крышах голубей и грелись на солнышке, разговаривали и мечтали о будущем. Кажется, что с великодушием и беспечностью юности они прощали своим дворам их тесноту и непарадность, оставляя в памяти и в сердце самые тёплые и романтические воспоминания. Во всяком случае, это очень хорошо считывается с представленных на выставке работ.

Художник Борис Шаулов

Выпускник легендарного «Мухинского училища» – ныне Академия им. Л.А. Штиглица – по специальности «художник по интерьеру», Борис Шаулов занимался монументальной живописью, преподавал, работал в проектной организации, но при этом всегда находился в творческом поиске своей темы и манеры письма. С 1992 года он является учредителем и членом объединения художников «Талант» в г. Колпино. Б. Шаулов – автор 12 персональных выставок и участник более 80 выставок в Санкт-Петербурге, Колпино и Финляндии, а в 1997 году две его картины участвовали в консульской выставке в Шанхае. Немало работ художника находится в частных коллекциях в России и за её пределами.

В завершение хочется отметить, что эта негромкая, очень камерная временная выставка выглядит абсолютно органично и уместно в её нынешней локации – литературно- мемориальном музее Ф.М. Достоевского в Кузнечном переулке.  Приглашая в мир дворов, домов и переулков исторической части Петербурга, где адреса самого Достоевского тесно соседствуют с адресами его литературных героев, эта выставка, словно камертон, настроит вас на восприятие основной экспозиции этого уникального музея.

Ольга КУРСАКОВА.

Санкт-Петербург – Москва.

Фото автора