Лифт, Главархив, фото mos.ru

В октябре 1940 года в Москве появилась первая система автоматического управления домовыми лифтами. Историю их появления хранит Главархив.

Реализация Генерального плана развития и реконструкции Москвы 1935 года предусматривала постепенную застройку города многоэтажными жилыми домами, возведение крупных административных зданий. А это означало, что в жизнь все большего количества людей должно войти такое благо городской цивилизации, как лифт, а также целый набор связанных с ним технических, организационных и финансовых вопросов. 

Ушедшая профессия

Лифт, Главархив, фото mos.ru
Инженер лифтового хозяйства А.В. Анзель проверяет работу автоматов в высотном здании у Красных ворот. Автор – Н. Грановский. Москва. Ноябрь 1952 г. Главархив Москвы.

В конце 1930-х годов в Москве каждый лифт обслуживался специально выделенным лифтером, который открывал кабину подъемника, помогал пассажирам при входе и выходе, сопровождал их во время подъема или спуска, а после опускал кабину на первый этаж в ожидании новых пассажиров. Работа была утомительной, поэтому каждый лифт обслуживался посменно двумя лифтерами. Включались лифты в восемь или девять часов утра, выключались и закрывались в полночь. У каждого лифтера имелся законный часовой обеденный перерыв и возможность в течение смены отлучиться «по собственной надобности». С учетом того, что оклад лифтеров составлял 110-115 рублей (ниже получал разве что дворник), на эту должность чаще всего шли пожилые и обремененные болезнями люди. В результате в утренние и вечерние часы пик, а заодно и в обеденное время жителям многоквартирных домов, а также работникам учреждений, располагавшихся в высотных зданиях, приходилось подниматься и спускаться пешком. 

Эксперимент удался

В октябре 1940 года на заседание Моссовета были вынесены результаты интересного эксперимента, проведенного группой энтузиастов. Мастер по подъемным сооружениям Г.И. Строганов и монтеры 39-го столичного домоуправления Красногвардейского района С. Митин, С. Петров и М. Фомичев целый год за свой счет и в свободное от основной работы время монтировали в доме №14/5 по Покровскому бульвару изобретенную ими систему автоматического управления лифтами. Все детали и материалы приходилось покупать в коммерческих магазинах, которые не выдавали счетов. В итоге один только Г.И. Строганов потратил на свое детище 2300 рублей личных средств (почти годовую зарплату лифтеров). Тем не менее в результате на свет появилась совершенно новая, невиданная до того в Москве система.

Лифт, Главархив, фото mos.ru
Дома с наружными лифтовыми шахтами в центре Москвы. Автор Г.В. Корабельников. Москва. 1977 г. Главархив Москвы.

Управление всеми девятью лифтами дома изобретатели перенесли в специальную диспетчерскую, где в две смены дежурили диспетчер и монтер. Все лифты управлялись дистанционно с центрального пульта, на котором имелось девять рядов световых индикаторов по числу лифтов. Как только открывалась дверь лифта, на пульте загорался сигнал о наличии в кабине пассажира. Отдельные индикаторы отмечали движение лифта вверх или вниз. Световые сигналы гасли только после выхода пассажиров из кабины и закрытия двери. Кроме того, изобретатели снабдили все лифты специальными блокирующими контактами, которые не позволяли начинать движение при открытых дверях. Каждая кабина была радиофицирована (для чего потребовалось на крышу установить небольшой короб с оборудованием) и снабжена кнопкой вызова диспетчера. Последний, кстати, мог и самостоятельно связаться с кабиной лифта, если в работе возникала какая-то заминка. В случае застревания лифта или отказа какой-то кабины диспетчер оставался на связи с пассажирами, а дежурный монтер отправлялся на место для ремонта. Новую систему изобретатель с помощниками смонтировал и запустил в сентябре 1940 года. После 12 дней испытаний Инспекция котлонадзора (других инспекторов не нашлось) утвердила их результат и рекомендовала новую методу внедрить поскорее и пошире. 

Преимущества новой системы

Лифт, Главархив, фото mos.ru
Бригадир компании «Союзлифтмонтаж», занесённый на доску Почёта Сокольнического района, А.Ю. Королёв на рабочем месте. Автор А.М. Голыбин. Москва. 1984 г. Главархив Москвы

Большим плюсом автоматических лифтов стало и то, что для управления ими можно было задействовать гораздо меньше рабочих рук. Например, как следует из архивных документов, теперь для обеспечения круглосуточной работы 9 лифтов в двухсменном режиме в одном многоквартирном доме требовались пять человек (две смены и один монтер на подмену), которые могли и управлять движением кабин, и ликвидировать практически любую неполадку. В то время как прежде для работы лифтов с девяти утра до полуночи требовалось ровно 22 стопятнадцатирублевых лифтера, никто из которых, как выясняется из сохранившихся документов, не умел даже пользоваться кнопкой аварийной остановки кабины (а половина вообще не знала о наличии такой кнопки). Только по одному дому прямая экономия средств составила 22 тысячи рублей в год. А ведь в некоторых домоуправлениях штат лифтеров достигал 60 человек, а расходы на их содержание превышали 70 тысяч рублей ежегодно. 

Внедрение в жизнь

Лифт, Главархив, фото mos.ru
Вход в кабину лифта в бывшем доходном доме постройки 1914 года в Даевом переулке. Автор В.Х. Мариньо. Москва. 13 августа 2001 г. Главархив Москвы

Вполне закономерно, что Моссовет своим решением № 2413 «О новой технике эксплуатации лифтов в жилых домах» одобрил предложения Мосжилуправления по устройству автоматической системы по методу Г. Строганова и поручил в шестимесячный срок смонтировать аналогичную систему  в наиболее крупных жилых домах столицы, а за ближайшие два месяца — автоматизировать работу лифтов в двух корпусах самого Моссовета. А самого инженера Моссовет премировал премией в 1000 рублей. 

С тех пор минуло более 80 лет. Решение Моссовета заняло свое место в фондах Главархива Москвы, а москвичи и гости столицы ежедневно пользуются автоматическими лифтами, даже не подозревая об интересной истории их появления и внедрения в жизнь Москвы.

 Нина ДОНСКИХ.