Сергей Калякин, авиадиспетчер, МАЦ, фото МАЦ

Профессиональный праздник авиадиспетчеров и работников, занятых управлением воздушного движения, отмечается ежегодно 20 октября.

В канун Международного дня авиадиспетчера, который отмечается 20 октября, ветеран Московского авиационного центра, бывший начальник отдела организации оперативного дежурства Московского авиационного центра, заслуженный военный лётчик России, Сергей Калякин рассказывает о своей любимой работе.

– Сергей Иванович, как в Учреждении осуществляется контроль полетов над столичным небом? 

– Пункт управления полетами Московского авиацентра оборудован и оснащен функциональными рабочими местами дежурной смены, современными компьютерами, системой оповещения, системой видеонаблюдения за посадочными площадками и т.п. Есть специальная аппаратура контроля медицинских и пожарных полетов вертолетов.

–  В чем особенность полётов в Москве? Что тут важно знать?

– Да, экипажи Московского авиационного центра летают в зоне с серьезными ограничениями – над нашей столицей. Каждый такой полет, вплоть до секунды, необходимо строго согласовывать с соответствующими органами управления и контроля полетов. Оборудование, установленное сейчас на пункте управления, позволяет более полно контролировать организацию полетов вертолетов и еще эффективнее взаимодействовать с городскими и федеральными органами управления в Московском аэроузле. Используя видеоаппаратуру, оперативные дежурные могут наглядно отследить вертолет, а наличие рации позволяет слышать радиообмен. Все это значительно помогает в решении наших задач.

– В Московском авиацентре четыре вертолетные площадки при городских клинических больницах. Как там осуществляется работа?

– Там дежурят диспетчеры, которые постоянно находятся на вертолетных площадках. Именно они обеспечивают взлет и посадку санитарных вертолетов Московского авиационного центра. Диспетчеры доводят до экипажа всю полетную информацию: сообщают о метеоусловиях на площадке, о ее состоянии, о работе радиосветотехнического оборудования и передают другие необходимые данные.

– Часто на принятие решения отводятся доли секунд. Какова тут роль диспетчера?

Сергей Калякин, авиадиспетчер, МАЦ, фото МАЦ

– В случае возникновения чрезвычайного происшествия или крупного пожара, оперативная группа из трех человек вместе с дежурным диспетчером выезжает к месту происшествия.  В составе оперативной группы я неоднократно принимал участие в ликвидации крупных пожаров.

Когда оперативная группа оказывается на месте, старший группы докладывает о своем прибытии руководителю тушения пожара. Осматриваем местность, анализируем происходящее. Далее определяем возможности применения вертолетов и связываемся с экипажем: даем ему всю полетную информацию, сообщаем о самой ЧС – что горит, можно тушить или нет. А также сообщаем пилотам о возможных местах забора воды. Множество условий должно быть соблюдено для возможности применения вертолетов.

Что самое сложное было в вашей работе?

– Похожих ситуаций не бывает. Каждый вылет сопряжен с опасностью, со спасением человеческих жизней и материальных ценностей. Поэтому с точки зрения развития ситуации от нашей работы многое зависит.

– Чем для вас всегда была работа?

– Я 33 года отдал авиации, поэтому не представлял свою жизнь без нее. Для меня работа была отдушиной, потому что авиация была рядом.

– Какие знания необходимы людям вашей профессии?

– Диспетчер полетно-информационного обслуживания должен знать авиационные правила, воздушную навигацию, технические данные вертолетов, метеорологию и многое другое. У каждого специалиста есть свои обязанности, он их выполняет и четко понимает, что должен делать в конкретной ситуации. Ну и, конечно, необходим опыт.

Поздравляю своих коллег с профессиональным праздником! Желаю всем здоровья и благополучия!

Нина ДОНСКИХ.