fbpx
Кирилл Святенко

13 мая Московский авиационный центр отмечает профессиональный праздник. Это дата создания столичной авиации экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации. В этом месяце есть и еще одна важная дата – День пожарной охраны Москвы, которая приходится на 31 мая. Чем не повод узнать, как сегодня работает крылатая авиация? Об этом – наша беседа в эксклюзивном интервью с директором Московского авиацентра Кириллом Святенко.

Кирилл Святенко

– Кирилл Витальевич, какая основная задача поставлена перед вашей организацией?

–  Основная задача учреждения – это авиационное обеспечение экстренного реагирования на ЧС, проведение специальных аварийно-спасательных, пожарных, медицинских, патрульных и других видов авиационных работ, обеспечения деятельности правительства Москвы и экстренных городских служб с воздуха.

Кирилл Святенко

Формирование Московский авиационный центр завершил к 1 июня 2004 года: укомплектованность сотрудниками составила 32%, было подготовлено 5 экипажей, из них три – на Ка-32А и два – на Ми-26Т. В тот же день один из вертолетов Ка-32А поставили на дежурство по тушению пожаров.

Спустя год авиацентр начинает принимать активное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В 2008-2009 годах летный состав Московского авиацентра освоил поступившие в учреждение легкие вертолеты ВК117С-2, на которых экипажи стали выполнять авиационно-санитарные работы. Пилоты осуществляют эвакуацию пострадавших из любой «точки» Москвы по заявке Территориального центра медицины катастроф города Москвы (ТЦМК). На борту санитарного вертолета находятся экипаж из 2 пилотов Московского авиационного центра и два врача ТЦМК.

вертолет, МАЦ, спасатели

вертолет, МАЦ, спасатели

– Можете назвать самые знаковые события?

– За первые годы работы Московский авиационный центр принимал активное участие в экстренной эвакуации пострадавших при крушении «Невского экспресса» на Октябрьской железной дороге, взрывах в метро на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры», аварии в метро на перегоне «Парк Победы» и «Славянский бульвар», столкновении двух поездов под Ногинском, в тушении масштабных лесных пожаров 2010 года и многих других.

В апреле 2012 года мы участвовали  в тушении чрезвычайно сложного пожара на 63 этаже делового центра «Москва-Сити». Очаг возгорания необходимо было ликвидировать в ночное время при отрицательных температурах воздуха и порывах ветра до 15 м/с. В таких условиях тушение пожара в мировой практике авиации выполнялось впервые! Экипажи вертолетов использовали накопленный опыт и показали высокий профессионализм – за 2 часа работы на очаг возгорания было сброшено 270 тонн воды и пожар был ликвидирован. Между прочим, это серьезное происшествие послужило предпосылкой к организации круглосуточного дежурства пожарных вертолетов, что и было осуществлено в 2016 году после специальной подготовки экипажей и техники к ночным полетам. 

Чуть позже, в связи с расширением границ столицы, в оперативное управление авиацентра были переданы вертолетные площадки, находящиеся на территории Новой Москвы.

вертолет, МАЦ, спасатели

вертолет, МАЦ, спасатели, пожар, пожарные

– Какие вертолеты  используются при тушении огня и спасении пострадавших?

– В авиапарке находится 11 вертолетов, 5 из которых предназначены для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации пожаров. Это четыре Ка-32А и Ми-26Т. Ка-32А – идеальные машины для работы в городе. Они компактные, маневренные, устойчивы к ветру и могут использоваться практически в любую погоду. Особенно это касается новой модификации вертолета – Ка-32А11ВС. В нашем учреждении есть две таких машины, которые, по сравнению с предыдущей версией, оснащены современной системой авионики и локации. С помощью специального водосливного устройства ВСУ-5, которое крепится на вертолет на внешней подвеске, экипаж может сбрасывать на очаг возгорания сразу до 5 тонн воды. На Ми-26 – самом большом транспортном вертолете в мире – используется ВСУ-15, что позволяет обрушить на огонь 15 тонн огнегасящей жидкости. Стоит сказать, что вертолет Ми-26 недавно вернулся после капитально-восстановительного ремонта – обновленный и готовый к выполнению самых разных задач. Машина по техническим показателям не имеет себе равных и используется для тушения особо крупных пожаров – площадных или природных, а также для транспортировки внутри кабины мобильной группировки и грузов весом до 20 тонн. Этой весной в распоряжение Московского авиацентра поступила также уникальная система ликвидации возгораний с высоты. Технология вертикального, горизонтального и бокового пожаротушения, которая является единственной в столице, с помощью которой, например, можно тушить пожар через окно на любой высоте. В преддверии пожароопасного периода его  установили на современный вертолет Ка-32А11ВС. Пилоты Московского авиацентра с помощью этой технологии попадают в горящее окно 70х40 сантиметров с расстояния 40 метров.

– Как осуществляется сам процесс тушения возгораний?

– Для ликвидации пожаров на вертолеты Ка-32А и Ми-26Т Московского авиационного центра устанавливаются водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15. С их помощью можно набирать и сбрасывать на очаг возгорания до 5 тонн и 15 тонн воды соответственно. Cброс происходит в течение нескольких секунд. Воду, как правило, пилоты набирают в ближайшем от места ЧС водоёме и при тушении, если работает несколько вертолетов, выстраиваются в так называемую «карусель» – летят друг за другом и по очереди сбрасывают воду на огонь.

– Как работают  машины в условиях плотной городской застройки?

– В распоряжении экипажей находится 26 вертолетных площадок: 4 вертолетные площадки на территории городских клинических больниц, одна площадка на 35 км МКАД и 21 площадка – на территории Троицкого и Новомосковского округов. 11 из них подготовлены и используются для работы в ночное время.

Использование вертолетов имеет колоссальное преимущество перед другими транспортными средствами в оперативности реагирования и проведении специальных работ при возникновении происшествий или чрезвычайных ситуаций.

В 2015 году для нужд города Правительством Москвы закуплены еще два медицинских вертолета ВК117С-2, которые в настоящее время активно эксплуатируются в Московском авиацентре.

– Давайте обратимся к цифрам. Ведь помимо тушения пожаров в МАЦ есть и санитарная авиация, которая за это время спасла многие жизни…

– Здесь предыстория такова. В 2018 году для обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA впервые в Москве было организовано круглосуточное дежурство санитарных вертолетов. По окончании футбольного чемпионата планировалось вернуться к дневному дежурству, но в связи с большим количеством вылетов (около 200 ночных полетов санитарных вертолетов для оказания медицинской помощи и спасения людей), ГКУ «МАЦ» совместно с ТЦМК приняли важное для города решение продолжить ночные дежурства авиамедицинских бригад на постоянной основе.

Сегодня экипажи санитарных вертолетов Московского авиацентра выполняют от 2 до 3 вылетов в день для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП и других чрезвычайных ситуациях. С начала работы санитарной авиации пилоты эвакуировали с мест ДТП и других ЧС свыше 6 700 пострадавших, включая соматических больных.

вертолет, МАЦ, спасатели

вертолет, МАЦ, спасатели

– Да, статистика во многом красноречивее слов. Что еще под силу специалистам авиацентра?

– В феврале 2019 года в учреждении создано специальное подразделение – служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения, в состав которой входят 26 спасателей. Это уникальная и единственная в столице спасательная служба, специалисты которой обучены беспарашютному десантированию беспосадочным способом, что позволяет им, в зависимости от вызова, прибывать к месту ЧС на вертолете или на специальном автомобиле. Если происшествие или ДТП неподалеку, специалисты выезжают на аварийно-спасательном автомобиле и оказывают необходимую помощь пострадавшим. А если расстояние до места происшествия большое или оно случилось в труднодоступном месте, тогда спасателей доставляет вертолёт.

В апреле 2019 года спасатели Московского авиацентра заступили на круглосуточные дежурства и вошли в состав дежурных сил единого пожарно-спасательного гарнизона столицы. В любой момент в случае возникновения ЧС они готовы к работе с применением специального оборудования и средств спасения.

За время работы специалисты аварийно-спасательной службы более 1300 раз выезжали на ДТП и пожары, на вскрытие дверей и оказание социальной помощи, на поиск потерявшихся в лесу и другие происшествия, при этом помогли свыше 500 пострадавшим.

вертолет, МАЦ, спасатели

 – Как быстро приходит помощь?

– Сегодня экипажи вертолетов Московского авиацентра, как я уже говорил, дежурят в столице круглосуточно, что позволяет максимально быстро реагировать на вызов и прибыть на место происшествия в течение 15-20 минут с момента поступления сигнала тревоги.

С момента формирования Московского авиацентра вертолеты учреждения привлекались для ликвидации более, чем 200 крупных пожаров в столице и регионе. В 2021 году экипажи приняли участие в тушении 14 пожаров, совершили 764 слива и сбросили на очаги возгораний почти 4 тысячи тонн воды.

вертолет, МАЦ, спасатели

– Какие задачи стоят на предстоящий летний период?

– Следует сказать, что повышение профессиональной подготовки у нас проходит круглый год. Традиционно в пожароопасный период Московский авиационный центр принял участие в ежегодных командно-штабных учениях пожарно-спасательного гарнизона столицы по ликвидации природных пожаров. По сложившейся традиции мероприятие прошло на берегу реки Трешня в деревне Зыбино. Как говорится, тяжело в ученье, легко в бою… Мы постоянно совершенствуем свое мастерство.

Нина ДОНСКИХ.

 

Читайте также:

Кирилл Святенко: Не геройство, а готовность прийти на помощь в любую минуту