Вячеслав Михайлович Лепихов работает в Московском авиацентре (МАЦ) практически с момента его основания – уже 18 лет. И все эти годы он одним из первых прибывает в места чрезвычайных происшествий. Круг обязанностей водителя первого класса Вячеслава Лепихова: оперативно доставить руководителя авиацентра на место ЧС, а также держать в исправном состоянии служебный автомобиль и все необходимые на выезде средства связи.
– Как давно Вы работаете в Московском авиационном центре при столичном Департаменте ГОЧСиПБ?
– Работаю с 2004 года – практически с самого формирования учреждения. Директору нужен был водитель, а у меня были хорошие рекомендации и большой опыт.
– Насколько часто приходится выезжать на места происшествий?
– Я бы не сказал, что часто. Раньше, да, было. В 2010 выезжали многократно из-за крупных пожаров. В данный момент такого, к счастью, не происходит. В случае пожаров выезжают наши спасатели, наш подвижный пункт управления, по необходимости вылетают вертолеты. Если произошел крупный пожар, необходимо полное присутствие руководства, и мы «летим».
– А какие у Вас обязанности на службе?
– Обязанность у меня одна – доставить руководителя быстро на место происшествия.
– Какими профессиональными и личностными качествами нужно обладать, чтобы работать на вашей должности?
– Быть дисциплинированным, быть добросовестным. Знать Москву. Сейчас, конечно, есть навигаторы и все тому прочее, но все же нужно уметь найти объездные пути, необходимо учитывать обстановку на дороге и, самое главное, повторюсь, – быть дисциплинированным. У нас весь коллектив такой – заточен на дисциплину – другие здесь и не нужны. Мы, конечно, хоть и вспомогательная служба, но от нас зависит, например, доставка экипажей на аэродром, руководство – к месту происшествия. У нас для этого имеются дежурные машины, нужно все делать оперативно. Поэтому дисциплина и еще раз дисциплина! Что же еще?!
– При такой ответственной работе, наверное, приходится много времени проводить на ней?
– Конечно, все время. Когда я приезжаю в офис, в любой момент может поступить команда «Вперед!»
– Получается, график работы у Вас ненормированный?
– Нет, почему же. Он нормирован, но бывают ситуации, когда приходится задержаться. Не могу же я сказать: «Все, у меня рабочий день закончен, а вы, как хотите». Нет. Мы для людей работаем, для спасения, для любимой столицы. Тут приходится, невзирая на свои личные дела, все бросать и выполнять работу.
– Я слышала такое утверждение, что люди, в круг обязанностей которых входит спасение людей, не считают себя героями и никогда не скажут, что совершают подвиг. Это правда?
– А это и не подвиг. Это повседневная работа. Подвиг – это разовый поступок. А если каждый день… Я же не могу сказать, что я каждый день хожу на подвиг. Я каждый день хожу на работу. Вот если, допустим, человек идет по своим делам, увидел тонущего ребенка и спас, он – да, совершил подвиг. А наши спасатели на это заточены. Они идут и в огонь, и в воду, из искореженных в ДТП машин людей достают. Нельзя сказать, что в эти моменты совершается подвиг – спасатели выполняют свою работу, причем каждый день, и делают это хорошо. «Скорая помощь» регулярно ездит на вызовы. Это не подвиг. Это – работа. Мы не герои, просто выполняем свою работу. Если человек помог другому человеку на улице, которому стало плохо – подвиг.
– Возвращаясь к графику работы. Это же сказывается на ваших близких?
– Да, внуков меньше вижу. Хочется с ними побыть в выходные, и свои дела имеются. Зимой проще. Летом более напряженно. Авиацию, а значит и нас – водителей, привлекают только на крупный пожар, когда необходимо, повторюсь, наличие руководителя.
– А как определить, что необходимо наличия руководителя?
– Определяется категория сложности пожара и необходимость применения авиации. Есть оперативный дежурный. Он ставит в известность руководство, что пожар достиг категории необходимой нашего присутствия и нужна авиация. Встает вопрос – возможно ли применить авиацию, если да, то сколько вертолетов необходимо. Пилоты, в основном, тушат не дома, а такие места, как промзоны, большие склады, природные территории.
Подвижный пункт управления выезжает, начиная от 2 категории сложности пожара, и уже на месте наша оперативная группа решает, есть ли возможность работать авиации. Ведь все зависит от места, где произошел пожар, необходимо ли водосливное устройство на внешней подвеске, которое крепится к вертолету. Нужно учитывать расстояния, чтобы ничего не задеть, например – провода или растяжки, высотные здания.
– А как вообще устроена система вызова на место пожара. Сначала люди вызывают пожарных, а дальше что?
– Вызывают пожарных, они приезжают, начинают тушить и оценивают ситуацию. Если считают, что пожар входит в категорию крупного, то сообщают диспетчеру авиацентра. После приезжает оперативный штаб, и они уже решают, применять авиацию или нет.
– После такой напряженной работы необходим отдых, у вас есть какое-то хобби?
Люблю стругать, занимаюсь столярным делом. Также фотографирую на любительском уровне. Объездил всю Москву и область в поиске красивых кадров. Но, к сожалению, это только во время отпуска, так что хобби отошло на второй план.
– Я заметила, что сейчас многие молодые ребята выбирают профессии, связанные с делом спасения. Я знают таких лично. Чтобы вы им могли посоветовать и пожелать?
– Хочу сказать, что нужно быть фанатом своей специальности. Не просто идти за званием, а быть бесконечно преданным своему делу. Наши специалисты, несмотря на то, что они постоянно рискуют жизнью, получают удовольствие от своей профессии. Не просто какой-то адреналин, а чувство глубокого морального удовлетворения. Эта профессия – их жизнь, и это важно учитывать. Нужен стержень, который направит и удержит.
Ольга БАХАРЕВА.