fbpx
уборка снега. Фото mos.ru

Заваливать снегом русские города начало давно — возможно, еще во времена колонизации Русского Севера больше тысячи лет назад, когда славяне двинулись из южных земель на северо-восток и стали основывать города в зонах с достаточно холодной и снежной зимой.

Как убирали снег в Москве времен Ивана Грозного, Василия Темного или Алексея Тишайшего — трудно сказать. Законами это не регламентировалось, а изобразительное искусство того времени не настолько детально. Можно предположить, что в те времена, как и во всех средневековых городах от Лондона до Бухары, единой городской службы не было. И каждый горожанин боролся со снегом в пределах своего подворья или лавки.

Первый регламент

В 1876 году управа Москвы издала документ, который регламентировал уборку снега и разграничивал зоны ответственности. Судя по нему, за чистоту улиц в Первопрестольной отвечали сами жители. Домовладельцы должны были расчищать улицу возле своих домов (а также сбрасывать снег с крыш), владельцы торговых рядов — обеспечить свободный подход к лавкам. Служители многочисленных церквей тоже поутру вооружались лопатами и метлами. Государственные и общественные организации несли ответственность за чистоту окрестных улиц. Если владельца не было, за уборку снега отвечал управляющий.

Дословно в постановлении говорилось: «Относительно содержания в порядке и чистоте строений и мостовых наблюдать следующее: <…> Зимою ухабы выравнивать и всякую нечистоту очищать, с тротуаров сметать снег, очищать оледенелость и усыпать оныя песком ежедневно».

График был достаточно жестким: каждое зимнее утро начиналось с работы. Надо было сбросить снег с крыш, сбить сосульки, сколоть лед и сгрести снег, а расчищенный тротуар засыпать песком. Весь собранный снег свозили на специальные места, которые каждый год выбирала городская управа: выбрасывать его в пруды, каналы и реки запрещалось.

Запрещалось также перебрасывать снег через заборы, разбрасывать по территории. Нарушителям грозил штраф 15 рублей — по тем временам это большие деньги. Для сравнения: околоточный надзиратель получал 400 рублей в год. По ценам этот штраф равнялся примерно половине хорошего мужского костюма или пяти фунтам паюсной икры.

Зато снег можно было распределять по полям и огородам. Тогда еще не понимали, что грязь от растаявшего снега в любом случае попадет в воду. Впрочем, такой грязи как сейчас, в XIX веке еще не было — ни химикатов, ни пластика.

Но и техники особой не было. Метлы да лопаты, плюс колуны для скалывания льда. Собранный снег вручную сгружали на подводы и увозили.

уборка снега. Фото mos.ru

уборка снега. Фото mos.ru

уборка снега. Фото mos.ru

Техника на грани фола

В конце XIX века появилась первая «дорожная техника» на конной тяге. Она была двух видов: во-первых, каток, который плотно утрамбовывал снег на проезжей части. Чуть позже появился плужный снегоочиститель — тоже на конной тяге. Такие снегоочистители производила немецкая фирма «Вейгандт и Клейн». Стоили они немало. Но смекалистые русские изобрели снеготаялку. Ее устройство было до смешного просто: железный шатер, в котором разводили костер, помещали в деревянный ящик. В этот ящик забрасывали снег. Он таял и по специальной трубе стекал в канализацию.

Зимой 1915 года резко повысились цены. Подорожали дрова, а также ломовой извоз. Свозить снег на площадки и топить его при помощи дров стало накладно. 28 октября состоялось особое собрание, на котором присутствовали все инженеры по благоустройству города, а также контролёры, отвечающие за очистку улиц. Составлено новое постановление: для растопки снега было решено использовать крупные водосточные трубы, несущие достаточное количество тёплой воды. У люков поставили десятников и установили очередность. Сначала сбрасывали снег, вывезенный с муниципальных территорий, потом с трамвайных путей, и лишь потом к люкам допускали простых граждан. Эта услуга была бесплатной — в отличие от извоза и дров.

Также по ночам (чтобы не создавать заторов) снег сбрасывали в Москву-реку — видимо, в то непростое время людей уже не очень заботила экология. Но не где кто захочет, а там, где в реки выходили водосточные трубы. Для контроля в этих местах дежурили полицейские патрули.

На базе военной техники

СССР, 1937 год. В Москве появились первые механизированные средства для уборки снега. На раму полуторок и трёхтонок военного образца устанавливали одно- или двухотвальные плужные рабочие органы, которые сдвигали снег в стороны от проезжей части.

В 1947 году в Москве появились первые шнекороторные снегоуборочные машины. Шнек — это горизонтальный стальной винт. Его устанавливали в ковше. Шнеки подгребали снег на вертикальный ротор, а тот с силой отбрасывал снег в сторону через поворотную трубу. Все это — ковш со шнеком, ротор и труба — крепилось на военный грузовик ЗИС-5. Следом на дорогах стала появляться и друга техника: грейдеры, самосвалы. По данным журнала “Огонек”, в 1954 году на дорогах с утра до вечера работали 400 самосвалов. А в дни, когда осадки были особенно обильными, количество машин возрастало до тысячи.

Снег по-прежнему сбрасывали в Яузу и Москву-реку. Но большую часть вывозили за город и бульдозерами распределяли по полям — чтобы по весне растаял и напитал землю влагой. Это продолжалось до конца XX века. Потом спохватились: большое количество машин на улице приводит к тому, что снег перемешан с кусочками шин, микрочастицами резины и краски, тосолом, бензином и прочими автомобильными жидкостями. Поэтому сейчас все городские снегосплавные пункты оснащены системами водоочистки. Певрые такие пункты появились в городе в 2002 году.

В Москве нашего времени коммунальный парк техники представлен самыми современными образцами специальных машин: лаповыми снегопогрузчиками, комбинированными машинами, грузовиками, разбрасывателями противогололедных материалов, тракторами и мини-погрузчиками. Изменились и масштабы: например, для устранения последствий снегопада, совпавшего с окончанием новогодних праздников, городские службы задействовали более 10,5 тысяч единиц техники и 90 тысяч специалистов.

Сейчас городские службы используют самую разнообразную технику. От огромных комбинированных машин ЭДК500К на базе КАМАЗа, которая одновременно очищает дорогу щетками и плугом и обрабатывает ее противогололедными реагентами, до ручных роторов которые позволяют быстро расчистить пешеходные дорожки, городские катки и стадионы.

техника, уборка снега, снег, коммунальщики. Фото Юлии Смагринской

трактор, уборка снега, зима, техника, снег, фото Яны Маевской

уборка снега, зима в Москве, снег, дом, техника

Но лопата в руках дворника все равно остается незаменимым, универсальным инструментом.

уборка снега, снег, двор, дворник, зима. Фото Константина Ерохина\

уборка снега

Майя ПЧЁЛКИНА.

Фото mos.ru и moydom.moscow

 

Читайте также:

Столичные коммунальщики провели уборку снега возле платформы МЦД – 1 «Бескудниково»