Александр Городницкий: Все это - песни моей жизни • ЭКСКЛЮЗИВ • Мой дом Москва
Александр Городницкий

Вечером в пятницу, 8 октября, киноклуб «Эльдар» (на Ленинском проспекте, 105) пригласит поклонников авторской песни на большой творческий вечер Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, одного из основоположников российской авторской песни, поэта и барда Александра Городницкого. Зрители смогут увидеть его свежий, сделанный совместного с режиссером Натальей Касперович, фильм «Струна и слово». Эта картина– история эпохи, поданная через авторскую песню, и история самой аворской песни. После фильма Александр Городницкий ответит со сцены на вопросы зрителей, а во второй части почитает свои стихи и познакомит с новыми книгами.

Наш обозреватель Елена Блова беседует с Александром Городницким

— Александр Моисеевич, мы привыкли с Вами регулярно встречаться на сцене клуба «Гнездо Глухаря». Почему вы сменили адрес?

-Я не менял адрес. — В «Гнезде Глухаря» наши встречи продолжатся, в частности, 4 и 5 октября. Что касается клуба «Эльдар», то это одно из немногих мест, где проходят поэтические вечера, наподобие тех, которые в свое время проводились в Политехническом институте, и куда собиралась вся Москва. «Эльдар» пытается возродить эту добрую традицию, приглашая на свою сцену поэтов, писателей, людей, связанных с кино. По-моему, это очень интересное направление деятельности.

— Насколько я понимаю, ваша новая кинотрилогия «Струна и слово» состоит из трех полнометражных фильмов, объединенных в единый цикл. Расскажите поподробнее, что мы увидим 8 октября?

— Наша трилогия действительно имеет три части. Это фильм, посвященный истории авторской песни в мире, и в основном, конечно, в России. Первую часть «Дорога к песне», полуторачасовую, зрители увидят 8 октября. В этой части я рассказываю о своей дороге к песне. Вспоминаю песни, звучавшие за мою долгую жизнь, начиная с блокадного ленинградского детства. Это русские народные песни, которые пели мои няньки перед войной. Это песни периода войны, и периода школьных лет. Очень много уделено внимание нашим студенческим песням. (В фильме есть  очень смешная анимация на студенческие песни, которые мы тогда пели). Далее были  экспедиции на Крайний Север (я там провел 17 лет), экспедиции в Мировом Океане (я плавал на судах 40 лет). Есть и песни зэков… Короче, все то, из чего складывалась моя потребность петь песни и потом их писать. Это песни моей жизни.

— Забегая вперед, спрошу, о чем тогда вторая и третья части трилогии, которые «Эльдар» намерен также показать до конца этого сезона?

— Вторая часть «Сначала было слово» — историческая часть нашей трилогии начинаяется с  мифического царя Давида и древнегреческого барда Терпандра. Дальше идёт русскую история от  Бояна, который «возлагал персты на струны» и скоморохов. Потом 18 и 19 века. Главная часть второго фильма – Александр Пушкин. В дневнике у Анны Петровны Керн записана такая фраза: «Вчера с Пушкиным прогуливалась в окрестностях Тригорского, и он напевал мне свои стихи на собственные мелодии своим звучным и сильным голосом». Я все пытался отыскать эти мелодии. И так как мы их найти не смогли, я взял на себя смелость и придумал свои. Мы и здесь сделали анимацию: Пушкин сидит в карете и поет, Пушкин сидит с гитарой. Очень интересные и яркие вещи получились. Потом, конечно, в этом списке идет Дельвиг, как автор русских народных песен, друг Пушкина. Его песни пошли в народ. Потом Рылеев, автор песни «Нелюдимо наше море». И так далее.

— Перебью Вас. За кадром звучит Ваш голос?

— Да, повествование идёт от моего лица. Кстати, в фильме есть большое количество документальных кадров, это картина содержит огромный хроникальный материал. Но вернемся, к сюжету: следом идёт 20 век — Есенин, Вертинский. Потом уже советские времена, Отечественная война – Марк Бернес, Клавдия Шульженко. Я считаю, что Марк Бернес с его песней «Темная ночь» — один из родоначальников авторской песни потому, что главную интонацию – задушевную, щемящую, я  услышал ещё задолго до Окуджавы, как раз в песне «Темная ночь».

— Ну , а третья часть трилогии о чем?

— Третья часть посвящена  классикам авторской песни – это Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Новелла Матвеева. В этой части есть то, что ранее не  освещалось – это авторская песня в моем родном Ленинграде, где  задолго до появления в столице, появилась  авторская песня среди поэтов. Это, прежде всего, Глеб Горбовский,  написавший гениальную песню «Когда качаются фонарики ночные», ставшую с тех пор народной,  поэт Виктор Соснора, которого я тоже  упоминаю, и  замечательная поэтесса Нонна Слепакова, автор многих серии прекрасных песен.

В конце третьей серии идет обсуждение нынешней судьбы авторской песни, её нынешнего кризиса и перспектив на будущее.

— Какие же это причины?

— Несколько причин, я считаю. Одна из них то, что изменилось общество. Сейчас уже ни поэзия, ни песни не собирают стадионы, как это было раньше при Евтушенко в 60-е годы. Сказывается  рознь социальная, национальная, образовавшаяся после распада Советского Союза.

Вторая причина в том что раньше авторская песня – это была прежде всего поэзия.

Само определение «Авторская песня», кстати —  некорректное. Что значит «авторская»? У каждой песни есть автор, поскольку без этого песен не бывает. Речь идет о том, что один и тот же человек, видимо, является автором и стихов, и мелодии, и часто сам же эти песни исполняет, как правило, под гитару. Гитару, которая получила хождение уже не как  символ мещанства, как нас учили в советском прошлом, а напротив, как самый демократический инструмент.

Все барды первого поколения – основоположники авторской песни, и Высоцкий, и Визбор, и Окуджава, и Матвеева, и Галич, все  они  были замечательные поэты. Они ушли из жизни, и им на смену другая плеяда поэтов не пришла. Вместо этого пришли  громкоголосые текстовики. Сегодня  то, что называется авторской песней, это все—таки из разряда «и труба пониже, и дым пожиже». Таким  образом авторская песня ушла из литературы и пришла на эстраду, она живет по законам эстрады. А это уже не очень интересно. Хотя потребность в авторской песне осталась, об этом говорят многотысячные фестивали, которые  несмотря на ковид, продолжаются в нашей стране, за рубежом, где есть русскоязычные люди.

А во-третьих, авторская песня была очень острой с точки зрения социально-протестной. Достаточно вспомнить Александра Галича и моего друга Юлия Кима. Сейчас  песня потеряла что-то важное. Что у нас в России нет проблем, не о чем писать? 

Кончается фильм, всё-таки, надеждой на то, что авторская песня неубиенна. Потому что она – отражение души, тем более в России, где к песне всегда было отношение сакральное. А человек без души жить не может.

Два слова о хронике, которую вы использовали?

— В фильме есть уникальные кадры, есть фрагменты военные, лагерные. Есть кадры из кино «Чапаев», где герои поют песню Рылеева про Ермака, когда я рассказываю про Рылеева. Это же кино, оно должно быть динамично, чтобы фильм не превращался в монотонный рассказ. Там много песен – моих и чужих. Многие из них звучат на экране впервые.

Наш фильм — рассказ об эпохе через песню. Это огромный пласт культурной истории России.

Елена Булова

 

Читайте также:

Прогулки по старой Москве: как разрушали Страстной монастырь