fbpx

Кино, которое рядом

Кино, которое рядом

Автор: Нина Донских

Ноя 15, 2020 ,

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Можно ли брать за основу это утверждение, вопрос спорный. Об этом – чуть позже. Но фильмы, вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа «Ирония судьбы или с легким паром!»,  «Джентельмены удачи», «Тот самый Мюнхгаузен» и другие многие из нас пересматривали не один раз. Мы любим героев этих картин. А всенародная любовь отражается… в памятниках. Вот некоторые из них.  Благодаря им кино становится ближе. В Москве таких изваяний наберется под сотню, из которых около десятка изображают популярных киногероев. Вот некоторые из них.

Памятник Евгению Леонову в образе Доцента

Доцент, персонаж фильма «Джентельмены удачи» – яркий образ, воплощенный гениальным актером Евгением Леоновым. Памятник скульптора Екатерины Чернышевой установлен на Аллее кинозвезд по адресу: улица Мосфильмовская, 8. Открытие состоялось 28 июня 2001 года. Скульптура воспроизводит сцену из фильма, когда Доцент» собирается выколоть глаза криминальному авторитету. На руках памятника есть разнообразные татуировки, однако, голова лысая, хотя по сюжету Доцент носит парик. Объясняется это тем, что памятник был задуман именно как монумент актеру, а не его персонажу.

Если потереть указательный палец монумента,  это защитит от мошенников и сулит успех в финансовых делах. Поэтому палец Доцента видно издалека – он натерт до блеска! Как говорил еще один персонаж Евгения Леонова из фильма «Полосатый рейс» «Хотите – верьте, хотите – нет».

Где жила Надя Шевелева?

Дом №113 по Проспекту Вернадского – уникальный. В столице всего три таких дома, построенных по экспериментальному проекту — это дома №113, 119 и 125 по Проспекту Вернадского. В «Иронию судьбы», где все типовое, попали как раз эти, экспериментальные дома, которые сыграли роли типовых. Это дома №113 и 125. Они очень высокие, там целых 16 этажей, и очень длинные. Эльдар Рязанов, режиссер фильма, объяснял, что эти дома друг от друга отличают только виды из окна — из одного из домов видно церковь, а из другого – нет.

В преддверии Нового года, а именно 29 декабря 2007 года на домах установили памятные бронзовые таблички в виде портфелей, из которых торчат банные веники. На табличке на доме №113 написано «Здесь жила Надя Шевелева», а на доме №125 красовался портфель с надписью «Здесь жил Женя Лукашин». Табличка Жени Лукашина провисела недолго — вскоре после открытия ее украли неизвестные. Ее так и не нашли, а новой не сделали, поэтому сейчас можно увидеть только табличку на доме, где жила  Надя.

Памятник барону Мюнхгаузену

На улице Ярцевская, у дома 25А установлен памятник барону Мюнхгаузену. Он был открыт в 2004 году, и на торжественную церемонию приехал даже Олег Янковский  – исполнитель роли барона в фильме «Тот самый Мюнхгаузен».

Как известно, барон Мюнхгаузен был реальным человеком. Около десятка лет прожил в царской России, участвовал в русско-турецкой войне и прославился главным образом своим умением рассказывать истории. У барона было прекрасное чувство юмора, и  он умело мог приукрасить рассказы.

Памятник изображает тот момент, когда Мюнхгаузен вытаскивает себя, сидящего на коне, из топкого болота за косичку. Рядом с памятником на специальном стенде выведены самые известные изречения Мюнхгаузена.

Кстати, и с этим памятником связана примета: барона надо непременно подержать за рукоять шпаги. Это принесет удачу и смелость. Не хотите, чтобы вас водили за нос: потрите нос барона. Поэтому шпага и нос у скульптуры отполированы до блеска.

Не вырывайте из контекста!

Вернемся к фразе о «важнейшем искусстве». Не умаляя роль кинематографа, многие изречения вождя пролетариата вырванные из контекста, трактуются неверно. Так произошло и с этой крылатой фразой.  Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. В контексте беседы Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа. Он отметил необходимость «определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, подчеркнул необходимость цензуры, и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств, для нас важнейшим является кино». В этой форме, фразу можно понять, как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства. Не будем продолжать эту историческую погрешность: в конечном итоге, у каждого из нас есть свои приоритеты: кто-то отдает предпочтение театру, кто-то увлекается художественной литературой, а  кому-то ближе к сердцу сериалы и ли боевики. Когда есть выбор – искусство не имеет границ.

Нина ДОНСКИХ.

Фото из открытых источников.

Читайте также:

Осенняя прогулка по Москве среди домов-памятников

One thought on “Кино, которое рядом”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *