Работу летающих спасателей и проект «Служба поискового аварийно-спасательного обеспечения МАЦ» обсудили участники пресс-конференция: «История становления и развития аварийно-спасательной службы города Москвы», которая прошла в Информационном центре Правительства Москвы 17 марта. С докладом выступил начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения ГКУ «МАЦ» Александр Панормов.

Александр Панормов, начальник спасательный службы Московского авиационного центра

Стремительно развивающаяся столица с каждым годом разрастается, увеличивается плотность застройки города. Как любой столичный мегаполис, Москву не обошла стороной проблема увеличения численности населения, бурного развития высотного строительства и снижения пропускной способности магистралей. Однако даже в этих условиях требования к спасателям остаются неизменными. Главным критерием, который предъявляется к спасательным подразделениям, является скорость реагирования. Она показывает насколько быстро бригада прибывает на место происшествия для оказания помощи людям. Точка может быть расположена на магистрали, в высотном здании, в лесу или у реки. Вне зависимости от того, где именно человек попал в беду, спасатели должны прибыть туда в кратчайшие сроки.

Развитие города натолкнуло спасателей на необходимость привлечения к работе авиации. В условиях “каменных джунглей” возможности авиации просто неоценимы.

Принимая решение о привлечении к работе авиации, спасатели следовали примеру «летающих» врачей «скорой помощи». Медики на вертолетах гораздо быстрее доставляют больных в лечебные учреждения, чем при транспортировке пострадавших на автомобиле.

«Молодое формирование «Московский авиационный центр» заступило на круглосуточное дежурство в апреле 2019 года. За это время было выполнено 230 выездов и вылетов. Спасено порядка 60 человек», –сообщил начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения ГКУ «МАЦ» Александр Панормов.

Он подчеркнул, что служба является профессиональным аварийно-спасательным формированием в составе Государственного казенного учреждения города Москвы и имеет «Свидетельство об аттестации на право ведения поисково-спасательных работ».

Авиационные спасатели в отличие от обычных могут добраться на вертолете в любую труднодоступную точку города. Причем высадка спасателей и оборудования может осуществляться как посадочным способом, так и с помощью беспарашютного десантирования.

раздельный сбор мусора

По словам Андрея Иванова, заместителя руководителя Департамента ГОЧСиПБ, успешность действий спасателей-десантников зависит от слаженности работы с летным экипажем и командной работы диспетчерского состава, который управляет полётами.

«Работа команды командиров воздушного судна и их помощников, вторых пилотов, а также “выпускающих” должна быть слаженной. В отличие от спасателей, работающих на земле, летающие спасатели должны отработать готовность к спуску. Точные посадки с десантированием спасателей беспарашютным способом говорят о высоком уровне подготовки пилотов и спасательных расчётов», –пояснил Иванов.

Вертолеты подключают в тех случаях, когда нет возможности доставить пострадавших никаким иным способом, то есть доступ по воде или земле невозможен. При эвакуации пострадавших из опасной зоны спасатели используют подъёмные механизмы.

В числе других задач, стоящих перед авиационными спасателями: организация и проведение поисковых и аварийно–спасательных работ при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характеров, оказание помощи людям, когда их жизни и здоровью угрожает опасность как в условиях города, так и в условиях лесопарковых зон и водоёмов.

«Летающие» спасатели готовы в любой момент выдвинуться на место происшествия, будь то ДТП, железнодорожные аварии, катастрофы на воздушном и водном транспорте. На каждую из вышеуказанных ситуаций у авиационного спасательного подразделения подготовлено специальное оснащение.

В зависимости от поставленной задачи спасатели используют ту или иную технику. Так, для транспортировки пострадавших воздушным способом используются вертолеты КА-32А. Кроме того, эти воздушные суда используются в Московском авиационном центре для тушения пожаров, быстрой доставки спасателей и специального оборудования в отдаленные или труднодоступные районы ТиНАО и для спасения людей в лесных массивах.

«Прошлым летом мы несколько раз вылетали на поиски человека в лесу на вертолете», – прокомментировал начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения ГКУ «МАЦ».

В случае необходимости в интересах подразделения выделяются аварийно-спасательные автомобили, транспортные средства повышенной проходимости, прожекторные установки и другая спецтехника.

Высокий уровень профессионального мастерства спасателей достигается за счет непрерывного процесса подготовки. Особое внимание уделяется авиационно-десантной подготовке.

 «Если говорить о тренировках, то наши спасатели регулярно десантируются в сложных условиях на различные виды рельефа – лес, овраги, карьеры, насыпи и дамбы, водная поверхность, или инженерные и инфраструктурные объекты – крыши зданий, металлические или строительные конструкции, речные суда», – добавил Панормов.

Дополнительно отрабатываются задачи по десантированию спасателей, доставке оборудования и эвакуации пострадавших в условиях, когда вертолет не может осуществить посадку.

В скором времени воздушный десант привлечет к работе легкий маневренный вертолет ВК117С-2, благодаря чему существенно расширится область применения службы. На данный момент Московский авиацентр применяет этот вертолет для перевозки больных или эвакуации пострадавших с места ЧС.

Юлия Смагринская.

Фото автора.