fbpx

Лифты на инженерных сооружениях – кто может ими пользоваться и как их эксплуатирует?

Лифты на инженерных сооружениях – кто может ими пользоваться и как их эксплуатирует?

В Москве многие станции метро и подземные переходы оборудованы специальными лифтами. С их помощью пожилые люди и лица с ограниченными возможностями здоровья могут спуститься на нижний уровень, минуя лестницу, либо наоборот подняться на улицу. За исправной работой подъемных механизмов города следят специалисты «Гормост-Лифты».

Сотрудники Государственного Бюджетного Учреждения «Гормост» рассказали корреспонденту «Мой Дом Москва» какое лифтовое оборудование установлено на различных инженерных сооружениях столицы. Нам удалось узнать их назначение, познакомиться с особенностями контроля и эксплуатации лифтового оборудования.

Специализированный участок по эксплуатации подъемного оборудования «Гормост-Лифты» осуществляет бесперебойную непрерывную эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, металлокаркасных самонесущих шахт на объектах, находящихся в ведении ГБУ «Гормост». Эксплуатация оборудования идет в круглосуточном режиме независимо от погодных условий.

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Центральный диспетчерский участок Гормост-лифты на Ленинградском проспекте

Центральный диспетчерский участок организации находится в Москве на Ленинградском проспекте, в районе станции метро Сокол. Сюда поступает информация и сводится большинство сигналов с оборудования подземных и надземных переходов, мостов и других объектов. Еще одна диспетчерская находится в Юго-Западном округе города, куда выведена лишь незначительная часть лифтов «Гормоста».

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Все лифтоподъемники оборудованы камерами видеонаблюдения

Все лифтоподъемники оборудованы камерами видеонаблюдения. Картинка с них выводится на мониторы диспетчеров, которые в режиме реального времени могут контролировать процесс работы лифтов. Если человек застревает, диспетчер в режиме онлайн может контролировать его состояние и поддерживать с ним связь. Учитывая, что регламент освобождения до 30 минут, а целевая группа пользователей лифтом (маломобильные граждане и пожилые люди) за этот довольно продолжительный срок могут начать сильно нервничать, в этом случае задача диспетчера взаимодействовать с человеком и успокаивать его.

Очаровательные диспетчера Гормост-лифт всегда в хорошем настроении
Очаровательные диспетчера Гормост-лифт всегда в хорошем настроении

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство

Диспетчера за работой
Диспетчера за работой
Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Камеры в лифтах помогают контролировать процесс их работы

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство

Неоднократно диспетчерам удавалось увидеть в камеры посторонние предметы. Каждый раз, обнаруживая подозрительные вещи в зоне видимости камер, диспетчера обязаны в оперативном порядке вызвать наряд полиции. Системы видеонаблюдения в лифтах неоднократно помогали органам правопорядка в расследовании преступлений, в том числе тяжких.

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство

Лифтовая организация «Гормоста» ежедневно выполняет объезд и осмотр своих объектов, проверяет работоспособность смежных систем–видеонаблюдения, радиосвязи и других. Работа лифтовой организации так или иначе сопряжена с опасностью, поэтому диспетчера наблюдают за перемещением групп по объектам, наблюдая за тем, чтобы бригада выходила на связь. Также диспетчера контролируют работу аварийных групп, следят за выполнением ими заданий. Вся информация фиксируется в специальном журнале (время поступления вызова, время его отработки и прочее), записывается аудио- и видео ряд.

Согласно регламенту, служба «Гормост-Лифты» занимается устранением текущих неисправностей оборудования лифтов и подъемных платформ. Она выполняет ежемесячные ремонтные работы и аварийное обслуживание на случай застревания кабин. Дополнительно специалистами проводятся ежесменные осмотры с целью контроля за состоянием лифтов. Каждую смену механики выполняют объезд всех объектов.

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Юрий Клюшнев, начальник участка «Гормост-Лифты»

«Мы сочетаем в себе функции владельцев оборудования и обслуживающей организации. Обычно это разные люди. К примеру, «Мослифт» является обслуживающей организацией, а владельцами являются иные структуры», – объясняет Юрий Клюшнев, начальник участка «Гормост-Лифты».

Для освобождения людей из застрявшего лифта на объект вызывается дежурная бригада электромехаников по лифтам. В бригаду могут входить лифтеры-операторы, но основную функцию и доступ к выполнению работ имеют именно электромеханики по лифтам. Электромеханик Александр Спиридонов не первый год занимается осмотром и ремонтом лифтов и подъемных платформ для инвалидов. В его ведении находится участок «Север», где расположено 67 объектов.

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Александр Спиридонов, электромеханик
Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Лифтовая организация «Гормоста» ежедневно выполняет объезд и осмотр своих объектов
Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Диспетчер фиксирует в журнал информацию
Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Дежурная бригада электромехаников по лифтам прибыла для освобождения людей из застрявшего лифта

О неполадках на одном из них механикам сообщает диспетчер, после чего бригада выдвигается на место для оценки ситуации и помощи людям. Прибывая на застревание специалисты проходят в машинное отделение или открывают станцию управления. На панели управления механик видит код ошибки, послужившей причиной остановки лифта и, в соответствии с ним, совершает ряд манипуляций для устранения неисправности. Шкаф управления является «мозгом» лифта, он дает возможность производить освобождение людей из застрявшей кабины даже в условиях полного отсутствия электроэнергии на переходе. Здесь же частично размещены системы диспетчеризации, электрика, служебная связь с диспетчером и кабиной лифта. На станции управления в машинном отделении есть табло, которое показывает местонахождение кабины.

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Табло показывает местонахождение лифта
Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Связь с диспетчером

Принудительное открытие дверей производится исключительно при точной остановке. Эвакуация людей, когда лифт стоит между этажами строго запрещена, иначе существует риск, что лифт в любую секунду начнет движение. В 90-х годах пассажиры часто становились жертвами случаев, когда, стараясь самостоятельно выбраться, лифт начинал движение. В современных лифтах на дверях установлены металлические замки, раскрыть которые вручную совершенно невозможно.

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Пассажиры застрявшего лифта подписывают акт

Освобожденные пассажиры могут высказать свое мнение, относительно оказанной помощи. Для этого механики просят пользователей озвучить свои пожелания и оценить качества выполненных работ, подписав соответствующий акт. В документе также прописаны права пользователя на предоставление ему медицинской помощи. Человек в праве отказаться от вызова скорой помощи или напротив, воспользоваться им.

Все лифта «Гормоста» сопоставляются на соответствие требованиям нормативов по защищенности от вандалов. Российские заводы, которые занимаются выпуском оборудования, используют специальные щиты для кабин, за счет чего их поверхность практически не подвержена повреждениям. В шахтах и кабинах установлены системы обогрева. Система обогрева кабины поддерживает комфортную в температуру в лифте в холодное время года, а в шахтах подогрев препятствует излишнему образованию влаги на оборудовании и промерзанию элементам. При сборке лифта использована специальная проводка не подверженная ломкости при понижении температуры. Поступление достаточного количества воздуха в кабину застрявшего лифта обеспечивает дополнительная вентиляция. В кабине имеются зеркала, они помогают пассажирам на коляске контролировать заезд и выезд из лифта. Зеркала специальные-антивандальные, при разбитии его осколки не посыпятся на пол, а лишь образуются трещины на его поверхности. Самое ломкое и уязвимое место в конструкции лифта, которое чаще всего страдает от действий вандалов, это двери, а точнее привод дверей. Он чаще всего подвергается нападкам со стороны хулиганов. Механизм этот довольно чувствительный и требует бережного отношения, постоянного осмотра.

Несмотря на внешнюю схожесть лифтов и подъемных платформ, «начинка» у них разная. У платформы отсутствует кабина. Ее движение внутри шахты ничем не огорожено, но и скорость движения значительно ниже, чем у лифта. Двери подъемной платформы механические, открываются автоматически.

Конструктивно подъемные платформы проще лифтов, но простота имеет оборотную сторону. Необходимость ежегодного усложнения конструкции лифта продиктовано соображениями безопасности пользователей и электромеханики.

«Данная платформа и тип оборудования ориентирован исключительно для подъема-спуска инвалидов. Иные категории граждан не могу воспользоваться ими. Другие люди этим типом оборудования пользоваться не могут», – объясняет Юрий Клюшнев.

Лифты по сравнению с платформами имеют более широкий спектр допущенных до пользования ими людей. Лифт в пешеходном переходе мало чем отличается от лифта в многоэтажных жилых домах. В отличие от него платформа для инвалидов находится в обесточенном состоянии и приводится в действие, когда пользователь прибывает на объект. По системе двусторонней переговорной связи вызывается диспетчер. Помимо аудио связи диспетчер может наблюдать человека по камере. На всем времени движения человека на платформе диспетчер осуществляет его визуальное и акустическое сопровождение. В задачи диспетчера также входит подача питания на платформу и открытие дверей. У подъемной платформы есть кромка безопасности. Зачастую пользователи по пути движения задевают ее, по этой причине автоматически срабатывает стоп сигнал. При случайном «застревании» платформы в шахте лифта диспетчер помогает человеку самостоятельно вновь запустить платформу. В большинстве случаев достаточно устранить помеху с кромки безопасности для продолжения движения.

Тросы лифта,Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Тросы лифта
Подъемные механизм, Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Подъемные механизм
Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Панель управления лифтом в кабине
Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Шкаф управления является «мозгом» лифта

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство

Диспетчер выполняет функции оператора, который контролирует весь процесс движения пользователя, начиная с вызова и заканчивая его прибытием на заданный этаж. Данный алгоритм продиктован требованиями нормативно-правовых актов. На сегодняшний день нормативы эти несколько устарели, но они актуальны для того времени, когда был изготовлен подъемник.

Гормост-Лифты, ГБУ Гормост, лифты, благоустройство
Кнопка связи с диспетчером для открытия подъемной платформы

Подъемные платформы применяются и по сей день на просторах России и за ее пределами, однако в Москве стараются отказываться от них в пользу более современных и безопасных лифтов. Все чаще в рамках капитального ремонта подземного перехода платформы меняют на лифты. Более-менее актуально применение подъемных платформ в местах с небольшой проходимостью или в подъездах дома, где проживает инвалид. С учетом низкой скорости передвижения платформы человеку будет удобно им пользоваться. Но в любом, даже самом отдаленном от центра города, пешеходном переходе она значительно выше, чем в подъезде.

В настоящее время ГБУ «Гормост» эксплуатируется 277 единиц подъемного оборудования. Это лифты, инвалидные платформы и эскалаторы. В тоннелях есть лифты, предназначенные на случай эвакуации при пожарах для транспортировки пожарных расчетов туда и эвакуации пользователей. Есть несколько грузовых лифтов, которые используются для служебных целей. Лифты работают без ограничений круглосуточно и для всех, хотя предназначены для маломобильных групп. В числе оборудования эксплуатируемых объектов ряд уникальных: Пешеходный мост им. Богдана Хмельницкого (панорамные лифты и Эскалаторы), Андреевский пешеходный мост (Панорамные Лифты для инвалидов и эскалаторы), Лефортовский транспортный тоннель (Лифты для перевозки пожарных подразделений), Тоннели Серебряного бора (Лифты для перевозки пожарных подразделений), парк Зарядье (панорамный и грузовой лифты в подземном пешеходном переходе).

Юлия Смагринская.

Фото автора.

 

 

Читайте также:

Новые лифты порадуют москвичей

На мосту Богдана Хмельницкого установят два лифта

8 thoughts on “Лифты на инженерных сооружениях – кто может ими пользоваться и как их эксплуатирует?”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *