fbpx

Международная творческая лаборатория «Русская классика – музыка мира» представила в Москве уникальный проект – постановку музыкального спектакля «Любовь побеждает» по мотивам русской раритетной оперы «Скупой». Этот проект был реализован Творческим центром «Музыкальный журнал» при содействии кабинета музыкальных театров Союза театральных деятелей России с использованием гранта президента Российской Федерации. 

Необычная творческая лаборатория объединила артистов и музыкантов сразу из России, Молдовы и Приднестровья, реализуя идею «народной дипломатии»: культура – главный объединяющий фактор для соотечественников, проживающих в разных странах мира.

Работа Лаборатории осуществлялась благодаря авторитетной международной команде, куда вошли: художественный руководитель, исполнительный директор и автор проекта – генеральный директор Творческого центра «Музыкальный журнал» Елена Езерская, куратор от СТД (соорганизатор проекта) – заведующий кабинетом музыкальных театров Ольга Кораблина, народный артист СССР, заведующий кафедрой вокала кишинёвской Академии музыки, театра и изобразительных искусств Михаил Мунтян и директор Национальной филармонии Молдовы имени Сергея Лункевича, председатель Союза музыкальных деятелей Республика Молдова Светлана Бивол. Неоценимую помощь в организации и проведении проекта оказали Посольство Российской Федерации и Представительство Россотрудничества в Республике Молдова и Приднестровской Молдавской Республике, лично начальник Госслужбы по культуре и историческому наследию Приднестровской Молдавской Республики Мария Кырмыз и руководство Дворца Республики ПМР.

Елена Езерская, также и создатель новой литературной версии «Скупого», обратилась к творчеству одного из самых известных композиторов екатерининского времени Василия Пашкевича не случайно. «Скупой» в своем сценическом сюжете использует дельартовскую и отчасти мольеровскую (европейскую) фабулу, успешно «пересаженную» современником Пашкевича – драматургом Яковом Княжниным в почву русского мещанского быта конца XVIII века. Что во многом делает ее более понятной для разучивания иностранными, хотя и русскоговорящими, вокалистами.

Редко исполняемая и в России опера Пашкевича обрела вторую жизнь, получила современное и актуальное звучание, превратившись в настоящий «мюзикл XVIII века». Елена Езерская написала емкий и эргономичный, водевильный текст, впрочем, оставив некоторые колоритные пассажи Княжнина как «ссылку» на авторов оригинального произведения. Новое либретто звучит легко и изящно, изобилует столь необходимыми для «легкого жанра» гэгами и репризами. Музыкальную редакцию осуществил композитор Владимир Белунцов. Он придал классической партитуре Пашкевича стиль саунда оркестра Поля Мориа, снабдив ее характерным инструментарием рок-оперы и современными ритмами.

Для участия в проекте и в постановке новой версии раритетной оперы в Москву на 10 дней приехала группа из молдавских и приднестровских молодых вокалистов. Они участвовали не только в репетициях, но и в уникальных мастер-классах с хореографом Ириной Кашубой (Стейдж Энтертейнмент), педагогом по сценической речи – режиссером Большого театра Сергеем Тереховым, также слушали лекции по истории русской оперы доцента Московской консерватории Александры Максимовой, посещали старинные усадьбы, в частности – Музей «Абрамцево». Для зарубежных участников проекта были организованы встречи-знакомства с музыкальными театрами столицы, среди них – Академический Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского, «Геликон-опера». Молодые вокалисты из Молдовы и Приднестровья побывали на спектаклях театров Большого театра и «Новой Оперы», Культурного центра «Хитровка».

В репетициях к зарубежным гостям присоединились солисты из российских музыкальных театров – из Иваново и Чебоксар, Красноярска и Перми, из Пятигорска и Санкт-Петербурга, и, конечно, из Москвы. И, надо отметить, что собрать состав для постановки оперы было непросто, ведь в «Скупом» поют сразу три тенора!

Постановку музыкального спектакля осуществили победитель «Нано-оперы» Андрей Цветков-Толбин, дирижер-постановщик – Михаил Архипов, хореограф Елизавета Муравьева. Итог напряженной работы: пять международных составов, три показа на московских площадках – в Музыкальном театре юного актера, Доме-музее К. С. Станиславского, в «Зале с колоннами» Историко-архивного института РГГУ, а также состоялись молдавско-приднестровские гастроли. С разницей в один день премьеру музыкального спектакля «Любовь побеждает» увидели зрители Кишинева и Тирасполя, дополнительным бонусом для которых стал концерт из классики советской оперетты в исполнении российских артистов. Все показы проекта были посвящены празднованию Дня России.

Среди исполнителей хочется отметить ловкую и изобретательную Графиню – Анну Морарь (Молдова), создавшего образ Пролаза – этакого русского Фигаро – Виктора Новицкого (Республика Беларусь – Приднестровье). В московских показах роль графини также исполнили Ольга Реутова и Татьяна Костюк. Роль лирической героини Любимы удачно исполнили выпускница Академии музыки театра и искусств Анастасия Слободянюк и солистка Национального театра оперы и балета им. Марии Биешу Анастасия Гимбовская. Влюбленного в Любиму Миловида изящно и с некоторой иронией исполнил самый молодой артист – Даниэль Швец. Различную трактовку персонажа Скрягина представили Петр Таренков-Нарышкин, сыгравший в московских показах спектакля настоящего буффонного злодея, и заслуженный артист Чувашской Республики Дмитрий Семкин из Чебоксар, игравший эту роль в заграничной серии «проката» проекта: его «скупой» получился рефлексирующим дельцом, который способен вызвать не столько порицание, сколько сочувствие. Дмитрий Семкин вместе с заслуженным работником культуры Красноярского края Анной Киселёвой из Красноярска и Ириной Галенковой из Иваново стали любимцами публики как в Кишинёве, так и в Тирасполе – российских певцов в финале концертной программы из произведений советских оперетт залы приветствовали стоя и действительно продолжительными и жаркими овациями.

Елена Езерская считает, что проект служит решению двух задач: дать вторую жизнь отечественной раритетной и отчасти несправедливо подзабытой оперной классике, «освежив» ее звучание – и музыкальное, и литературное, ввести ее современный контекст. А главное – сделать классику посредником в общении молодых и творческих людей, российских и зарубежных, которым дорога русская культура и кому интересно открывать нестареющие страницы ее истории, ее духа и буквы.

Организаторов с российской стороны поблагодарила Светлана Бивол: «Мы с Михаилом Мунтяном, консультантом проекта по вопросам музыкально-сценического искусства, вместе с ребятами несколько дней провели в столице России и получили массу положительных эмоций. И еще раз убедились в том, что любовь побеждает через музыку и музыка – через любовь, потому что музыка – искусство, объединяющее всех и не нуждающееся ни в переводах, ни в трактовках. В культурном плане нас никто никогда не разъединял, люди искусства вместе всегда».

Татьяна ТХАРЕВА.