Пожарные и спасатели собрались на учебно-тренировочной базе столичного Департамента ГОЧСиПБ, чтобы продемонстрировать профессиональные навыки проведения аварийно-спасательных работ на месте условного дорожно-транспортного происшествия и оказания помощи пострадавшим людям. Участниками соревнований в этом году стали 11 команд и около 70 лучших специалистов, прошедших отбор в своих учреждениях.
В Москве каждый год проходят городские соревнования по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий происшествий на автомобильном транспорте. Состязания позволяют аварийно-спасательными формированиями столицы обменяться опытом, а также совершенствовать профессионализм работников пожарно-спасательного гарнизона Москвы.
Профессиональные навыки на соревнованиях демонстрировали специалисты Пожарно-спасательного центра Москвы, Московского авиационного центра, Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах, Автомобильных дорог, Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда (Центроспас) и Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России.
Согласно легенде испытания, на одной из городских автомобильных дорог происходит столкновение трех легковых машин. В результате аварии один автомобиль оказывается лежащим на крыше, другой — на боку, а третий участник ДТП врезается в бетонный отбойник, легковушка переворачивается и встает на колёса. Усложняет задачу состояние одного из пострадавших, у которого в какой-то момент начинается артериальное кровотечение. Количество пострадавших при аварии пассажиров транспортных средств насчитывает четыре человека, все они получили травмы различной степени тяжести. Помимо первой помощи спасатели должны оказать людям психологическую поддержку.
В ходе ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия участникам соревнований следовало стабилизировать и обесточить машины, удалить детали автомобилей и добраться до пострадавших, чтобы оказать им первую помощь и передать медицинским работникам.
На месте реальной аварии счёт идёт на секунды, но в рамках соревнований участникам было дано контрольное время на выполнение задания — 80 минут, что позволило специалистам тщательно проработать каждый из этапов спасательной операции.
Как рассказал судья соревнований, работник АСО №9 ГКУ «ПСЦ» Максим Шлычков, в настоящее время на площадке проходит второй этап соревнований спасателей по ликвидации последствий ДТП. Соревнуются команды, победившие в первом отборочном этапе.

«Спасателям, как и на настоящих ДТП, необходимо провести работу, которая связана с большой концентрацией внимания и мастерским владением гидравлическим инструментом. Также команды не работают на скорость. Они работают на правильность, грамотность, мастерство», – сообщил Максим Шлычков.
Он добавил, что в задачу конкурсантов входит выполнение более сложных задач, чем те, с которыми они встречались на первом этапе.
«В этом году судейская команда внесла новый элемент – настоящие автомобили вместо тренажеров. Машины в присутствии команды зажимают грейдером, имитируя тем самым деформацию транспортного средства при столкновении с другой машиной. После введения нового элемента каждая команда получает индивидуальную задачу, так как невозможно каждый раз одинаково смять машину – деформация получается разная», – объяснил специалист.
Решение заменить автомобили-тренажёры на настоящие машины организаторам подсказали участники соревнований. Спасатели просили создать на соревнованиях более реалистичный сценарий происшествия.
«Мы стараемся максимально приблизить ситуацию к реальным событиям, чтобы команды показывали ту работу, которую выполняют на настоящих дорогах. Год от года мы усложняем задачу, у нас были и грузовики, и ЖД пути. С каждым разом команды демонстрируют более эффективную работу, показывают более профессиональные методы использования инструментов. Команды не стоят на месте, они развиваются, учатся, изучают материал (видео, методички). Новые приемы специалисты тестируют и применяют, как на соревнованиях, так и в жизни», – подчеркнул Максим Шлычков.
По словам судьи соревнований, существует ряд методических рекомендаций для работы на ДТП, но применить их все одновременно невозможно, так как каждая рассчитана на определенную ситуацию. Спасатели многое успешно осваивают и применяют в процессе работы, что в будущем положительно отражается на мастерстве команды при участии в соревнованиях. Профессиональные приёмы приносят командам призовые баллы. При этом важно не только выполнить конкретные действия, а построить правильную тактику работы в целом.
Каждая сборная представлена шестью опытными спасателями. Обязанности участников команд распределяются заранее.
Спасатель службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения Московского авиацентра Иван Янкевич в сборной занимается подготовкой документов, инструментов и прочими организационными моментами. Представитель команды обеспечивает машину спасателей всем необходимым оборудованием. Специалист оценил приближенность условий испытания к реальной дорожной аварии, но отметил, что уровень задачи превосходит среднестатистическую реальную ситуацию, что позволяет командам тренировать универсальность, расти над собой.

«В Москве очень редко происходят ДТП такого характера, как представлено на соревнованиях. В современных автомобилях хорошо срабатывает автоматика, благодаря системе ГЛОНАСС службы спасения в кратчайшие сроки прибывают на место происшествия. Кроме того, в столице никтоне работает на сложном ДТП одним расчётом. Обязательно приезжают спасатели, пожарные, карета скорой помощи, ГАИ и ЦОДД», – объясняет Иван Янкевич.
Выступавший следом за командой Московского авиацентра работник пожарно-спасательного отряда №313 Пожарно-спасательного центра Москвы Антон Долгопятов заметил, что у коллег, в силу специфики работы, намного больше опыта работы с инструментами для выполнения аварийно-спасательных работ.
Он начинал карьеру в поисково-спасательном отряде Московской области, где проработал 15 лет, потом перешёл в ГКУ «ПСЦ». На протяжении последних трех лет мужчина трудится в пожарно-спасательном отряде. Участие в соревнованиях принимает ежегодно.

«Идея соревнований очень хорошая, условия приближены к боевым. Особенно понравилось, что в этом году предоставили оснащение в виде настоящих автомобилей, а не тренажёров, как это было раньше», – делится впечатлениям Долгопятов.
Он объясняет, что тренажёры не тоже самое, что настоящий автомобиль.
«Искусственное разрезание металла – это просто показательное действие. Для команды лучше работать с настоящим автомобилем. Тренажёр диктует определенный алгоритм действий, дальше которого выйти невозможно. С настоящим автомобилем все сложнее. Необходимо сделать расширение для инструмента. Металл рвется непредсказуемо, в то время как на тренажёре обозначены четкие места реза. Они открыты, инструмент отлично подлезает», – рассказывает пожарный.
Тем не мене автомобили-тренажеры на протяжении многих лет помогали специалистам при отработке навыков спасения людей из поврежденного транспортного средства.
Напомним, соревнования по ликвидации последствий ДТП проводятся в столице ежегодно. Каждая команда настроена на победу, но не менее важным аспектом является демонстрация мастерства и передача опыта сослуживцам.
Первое место занял аварийно-спасательный отряд №6 Пожарно-спасательного центра, второе — пожарно-спасательный отряд №209 им.полковника А.А.Жебелева, третье у сборной Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах.
Юлия Смагринская.
Фото и видео автора