Пьеса «Ревизор» написана почти два столетия назад в 1836 году, но до сих пор, по мнению режиссера спектакля Сергея Виноградова, не потеряла своей актуальности. 18 и 19 мая в театре «Сфера» состоится премьера спектакля «Ревизор». О своей работе и о Москве – наша беседа с Сергеем Виноградовым.
– Сергей, в чем особенность пьесы?
– Я считаю, что русский театр начался именно с пьесы Гоголя «Ревизор», потому что до него такого уровня драматургии, на мой взгляд, не было. В этой пьесе написано обо всем и она идеальной конструкции. Ее только надо правильно прочитать. Никто больше так хорошо не написал про проблему чиновничества в России. И тут надо понимать с чего начинается история, и чем она заканчивается. Да, это очень неприятная история, но Гоголь потрясающе ее рассказал! В целом, я придерживаюсь принципа Вахтангова: «Содержание вскрыть, а форму нафантазировать». И сам спектакль будет выстроен по законам классического психологического театра. Однако, мы с художником Ольгой Хлебниковой, хотим уйти от исторической достоверности и постараемся избежать привязки к конкретному времени.
– Поговорим о нашем прекрасном городе. Вы родом из Ярославля, а когда приехали в Москву, чем она вас поразила?
– Да, я родом из красивого древнего русского города Ярославля, но я достаточно давно переехал в Москву. Это было в 2003 году, сразу после института. Не могу сказать, что тогдашняя – «лужковская» Москва – меня чем-то поразила. Тогда я только закончил институт, это были мои молодые годы, у меня были какие-то стремления, было простое желание куда-то переехать, куда-то двигаться вперед и так далее. Сейчас, конечно, мое отношение к Москве изменилось. Я понимаю, что, если бы я сейчас приехал в Москву и увидел то, что сейчас представляет из себя Москва, то это был бы шок. Сейчас я воспринимаю Москву, как город безумных возможностей, город, в котором гигантская энергетика людей, которые работают, что-то создают, к чему-то двигаются. Город людей, которые любят свое дело, хотят общаться, развиваться. И при этом, город, который все время интересуется культурой, социальными вопросами, спортом. То есть здесь в Москве есть какое-то постоянное движение, и если бы я сейчас приехал в Москву, то меня поразило бы первое – именно это постоянное движение города вперед, второе – возможности, которые дает город. За это я и люблю Москву. Мне кажется, это лучший город для жизни.
– Где ваши любимые места в столице, может быть, с ними связана какая-то история?
– Да, есть такое место. Это место на берегу Москва-реки, набережная Тараса Шевченко, рядом с новым зданием театра «Мастерская Петра Фоменко». Когда вы находитесь на этой набережной, вы, с одной стороны, видите небоскребы Москвы-сити, шумные, яркие, взмывающие к небесам, словно провоцирующие вас к движению, с другой, это очень тихое место рядом с рекой, подталкивающие к уединению и возможности прислушаться к себе в тишине. Очень интересный эффект производит на меня это место.
– Продолжите фразу: «Москва – это город, который…»
– Москва – это город, который живет, все время дает тебе возможности, развивает тебя, проверяет тебя и даже дает тебе шанс понять, что ты, кто ты и для чего ты. Слабый и инертный человек, не двигающийся вперед, не желающий ничего в жизни, которого все устраивает, здесь не выживет. Москва – город проверяющий. Это такой фильтр для людей, которые чего-то хотят в этой жизни. Москва – это город для тех, кто хочет чего-то большего в жизни.
Нина ДОНСКИХ.
Фото: Маруся ГАЛЬЦОВА