Приход весны для столичных коммунальщиков знаменует начало сезона ремонта городских дорог. В Москве полномасштабные дорожные работы стартуют ежегодно с установлением стабильно тёплой погоды на улице. За минувший год на территории столицы было обновлено 19 млн кв метров асфальта. В планах на текущий год отремонтировать новые дорожные объекты.
Укладкой асфальтобетонного покрытия в городе занимаются специалисты ГБУ «Автомобильные дороги». Рабочие использует смеси, которые производятся на московских заводах. Корреспондент «Мой Дом Москва» отправился на асфальтобетонный завод «Дмитровка» чтобы своими глазами увидеть, как готовят асфальт для дорог столицы. Подробности в нашем репортаже.
Асфальтобетонный завод «Дмитровка» изготавливает смеси для укладки асфальта на московских дорогах. Комплекс оборудован уникальными асфальтобетонными установками. За качеством производимой продукции на заводе внимательно следят сотрудники лаборатории. Важно отметить, что производственный комплекс АБЗ «Дмитровка» использует для изготовления асфальта только российское сырье. Например, щебень поставляется из Карелии.
Так, щебень породы Габбро диабаз идёт на изготовление щебеночно-мастичной смеси. Как отмечают специалисты, асфальт на основе этого щебня служит в 1,5 раза дольше материала на основе гранитного щебня.


“Производственный комплекс АБЗ «Дмитровка» изготавливает смеси для укладки асфальта на московских дорогах. На данном комплексе находятся три асфальто-смесительные установки, мощностью 240 тонн в час каждая. Всего в столице располагается десять асфальтобетонных заводов. В сезон укладки асфальтобетона объемы всего производимого в городе асфальтобетона за час достигает почти двух тысяч тонн материала “, – сообщил Александр Синельников, начальник производственного комплекса АБЗ «Дмитровка» ГБУ «Автомобильные дороги».
Наличие собственных асфальтобетонных заводов имеет ряд преимуществ для города.
“Прежде всего – это качество поставляемых материалов, а также качество готовой продукции, то есть – асфальта. Каждый завод оборудован современной лабораторией, которая проверяет все входные материалы и готовую продукцию, а также выдает паспорта качества”, – добавил он.
Расположение столичных асфальтобетонных заводов в различных округах города позволяет обеспечить удобную транспортную логистику и доступность в непростых условиях оживленного столичного мегаполиса.
Асфальтобетонный завод «Дмитровка» работает круглый год, но его производственные мощности зависят от сезона. В весенние и летние месяцы выпускаются горячие асфальтобетонные смеси, а зимой идёт производство литого асфальтобетона для устранения локальных разрушений.
На базе производственного комплекса действует собственная лаборатория, где проводится полный контроль входящих материалов (щебень, песок, минеральный порошок, битум), а также отбор продукции. Готовые образцы тестируются в лаборатории регулярно.


Ведущий специалист лаборатории АБЗ “Дмитровка” Наталья Косенко рассказала об анализах, которые проводятся в лаборатории комплекса. По ее словам, ежедневно проверяется каждая партия материалов и исходной продукции. Например, испытательный пресс проверяет образец асфальта на прочность и сдвиговые характеристики. На соседнем столе установлена емкость с простой водой для проверки водонасыщения – в нее опускают литой кубик асфальта чтобы оценить количество пор в готовом образце.

“Прежде чем отдать материал на объект, мы проверяем качество, прочностные показатели, водонасыщение, – рассказывает Наталья Косенко. – В асфальте должно быть определенное количество пор, чтобы при переходе температуры воздуха через ноль градусов вода расширяясь не разрушала асфальт”.

Московский асфальт имеет повышенную прочность за счет использования в верхних слоях покрытия щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси. Благодаря щебенистому каркасу асфальт на столичных дорогах отлично справляется с большими нагрузками, отличается хорошей сдвигоустойчивостью. АБЗ “Дмитровка” также производит полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) материалы, которые расширяют температурный диапазон асфальтобетона. Московский асфальт с добавлением ПБВ устойчив в пределах от -30 до +70 градусов.


Как делается асфальт?
Материалы поступают на завод, проходят контрольное взвешивание, а после складируется в терриконах для хранения. Дальше фронтальными погрузчиками они выгружаются в колонные бункера. Потом по транспортерным лентам инертные материалы (песок и щебень) попадают на ленту, откуда поступают в сушильный барабан, внутри которого установлена горелка, разогревающая материал до 180 градусов и выше – материал должен быть очень хорошо просушен.





На самой верхней точке асфальто-смесительной установки находится горячий элеватор, куда из сушильного барабана поднимается разогретый материал. Ниже горячего элеватора располагается «грохот» или линия рассева, где твердый сыпучий материал распределяется на фракции диаметром 5-20мм.

Примечание: любой асфальт состоит из разных фракций (песок, щебень и т.д.). Лаборатория контроля задает определенный рецепт асфальта с индивидуальными пропорциями каждой фракции. В смесь также добавляется битум и минеральный порошок.
Чуть ниже линии рассева стоят бункеры горячего материала. Под ними установлен весовой дозатор, куда добавляются фракции в процентном соотношении. Дальше материалы идут в смеситель для окончательного формирования смеси. Готовый асфальт с периодичностью в пять минут выгружается на самосвалы, которые идут на ремонтный участок дорог.


Юлия Смагринская.
Фото и видео автора