Зрители Театра имени Вахтангова увидели на Симоновской сцене премьеру «Варшавской мелодии» Леонида Зорина в постановке заслуженного деятеля искусств Владимира Иванова.
По сюжету спектакля в послевоенной столице оказываются в соседних креслах концертного зала польская студентка консерватории Гелена (Полина Рафеева) и участник войны, будущий винодел Виктор (Иван Захава).
Молодые люди, очень разные по характеру и темпераменту, влюбляются. Так в 1946 году в Москве начинается эта история, продлившаяся три десятилетия. Временные, социальные, политические границы делают свое дело: на пути к счастью героев становится сначала государство, принявшее закон о запрете браков с иностранцами, а спустя десятилетие – соображения уже личностного характера, поставивших на первое место чувство долга перед страной, а на второе – чувство долга перед собой и друг другом. Непростой все-таки оказался выбор у поколения Леонида Зорина. Хотя истинная любовь –не знает временных границ, она не отпускает до самого последнего часа.
Спектакль, как и сама пьеса, имеет интересную судьбу. У вахтанговцев существовала многолетняя традиция , по которой одна из постановок выпускного курса театрального щукинского училища игралась потом на Вахтанговской сцене. Когда-то это было железным правилом, потом традиция на время ушла. И вот, совсем недавно, вновь возродилась.
Перед зрителями – весьма удачный дипломный спектакль IV курса, руководимого А. Дубровской. Играют его два выпускника, два молодых актера, решением худсовета теперь приглашенные в звездную труппу.
Любопытно, что спектакль «Варшавская мелодия» в подзаголовке носит название « Перекресток». Дело в том, что Леонид Зорин написал в 1966 году «Варшавскую мелодию», (тогда ее сыграли Михаил Ульянов и Юлия Борисова), а в 1997 году он же написал продолжение и завершение этой истории под названием «Перекресток», описав последнюю встречу Гелены и Виктора. Герои встречаются в аэропорту курортного европейского городка, уже будучи совсем пожилыми людьми.
Так как законы дипломного спектакля гласят, что все роли в нем могут играть лишь студенты, то постановщик и артисты решили рискнуть и соединить два произведения в один спектакль. В результате чего зритель видит всю жизнь персонажей Зорина от начала до конца.
«Варшавская мелодия» превратилась в разговор о настоящем чувстве и выборе между долгом и велением сердца. Расплатой за выбор, которые Гелена и Виктор сделали, стала вся их дальнейшая жизнь.
В предельно честной и искренней пьесе Леонида Зорина, конечно же, угадывается автобиографичность. Сам автор признавался, что история эта очень личная, и главное в ней – «тема обреченности». Подводя итоги, Зорин как-то горько напишет: «Любовь обречена, потому что государство сумеет растоптать вас своим паровым катком…»
Но, как убедительно показывают создатели спектакля, далеко не все зависит от государства. Потому что жизнь часто подбрасывает человеку шанс что-то исправить. В такой момент требуется сделать решительный шаг, который может перевернуть судьбу. Нужен «прыжок», способность идти «туда – не знаю куда». Но далеко не все мы на такое способны. А упустивший свой шанс наладить отношения человек, снова и снова будет находить себе оправдание в различии социального положения, в несхожести характеров, в политическом противоречии. Да мало ли в чем еще?
«Всегда и всюду границы, границы… Границы времени, границы пространства, границы государств. Границы наших сил. Только наши надежды не имеют границ», – говорит в сердцах героиня Полины Рафеевой.
У зоринских героев соединиться не получилось. А жаль…
Елена Булова