В марте – начале апреля в российском прокате появятся сразу три игровые ленты легендарного режиссера эпохи Французской новой волны Франсуа Трюффо. Нам предоставится уникальная возможность в кинотеатрах увидеть его знаменитые ленты «400 ударов», «Жюль и Джим» и «Нежная кожа».
Похоже, что санкции в отношении российского кино открыли новые возможности для российских кинолюбителей. Чем-то это напоминает мне период существования советской цензуры, когда прижатые к стенке мастера киноэкрана перешли на эзопов язык, от чего в итоге фильмы того времени только выиграли.
Сегодня в кинотеатрах все чаще появляются знаковые картины мирового кинематографа, которые ранее многие из нас не видели по разным причинам. А они того стоят!
Так, уже в марте предоставится уникальная возможность в кинотеатрах увидеть знаменитые ленты «400 ударов», «Жюль и Джим» и «Нежная кожа». Эти произведения, считающиеся классикой мирового кинематографа, относятся к так называемому периоду «раннего Трюффо», благодаря которому он стал звездой и иконой «Новой волны». Лауреат Канн и Берлина, обладатель «Оскар» и «BAFTA», Трюффо немало способствовал развитию мирового киноязыка. Кстати, Ингмар Бергман, Мартин Скорсезе и Вуди Аллен всегда упоминают его имя среди своих любимых постановщиков.
«400 ударов» пойдут с 23 марта. Это – дебют Трюффо, покоривший планету. Некогда высоко отмеченный Каннами, фильм сегодня изучают в киношколах, он уверенно возглавляет списки лучших картин всех времён. Лента практически – автобиографична, ее герой – и есть сам Трюффо. Детство Трюффо прошло под одной крышей с отчимом и матерью, спать парню приходилось в коридоре – другого места не было, он часто сбегал из дома, пропускал школу, предпочитая ей кино, куда пробирался «зайцем» с приятелями. Из разных школ его выгоняли, и поэтому уже в 14 лет он начал самостоятельную жизнь.
«400 ударов» ознаменовали начало Французской новой волны. Это направление характеризуется отказом от предсказуемости повествования и исчерпавшего себя старого стиля съёмки. Трюффо в фильме задействовал непрофессиональных актеров, поощряя их к импровизации. Техника «камера – перо» подарила свободу от ограничений, диктуемой студийными павильонами. Камера Трюффо летала над крышами Франции, вычерчивая пируэты, а финал с взглядом героя на камеру позже вызвал массу подражаний. Картина была снята в рекордно короткий срок – полтора месяца, далее Трюффо станет снимать свои ленты методом «молниеносного штурма».
В этом фильме снялся 14-летний Жан-Пьер Лео, очень похожий на юного Трюффо внешне и внутренне. Лента стала отправной точкой для серии картин о жизни этого мальчика. Взрослеющий Жан-Пьер Лео продолжал играть свою роль – одну и ту же. Разница временная между «400 ударами» и последней лентой «Сбежавшая любовь» составила двадцать лет.
Вторая картина «Жюль и Джим» пойдет в кинотеатрах с 30 марта
Она стала третьей полнометражной в биографии Трюффо и является настоящей энциклопедией по Французской новой волне. В центре сюжета – конфликт дружбы и любви, запечатленный в романе малоизвестного французского писателя Анри-Пьера Роше. Его книженцию Трюффо случайно нашел на букинистическом развале и буквально влюбился в нее.
Центральную роль в фильме сыграла Жанна Моро, о которой французские кинокритики писали: «В то время как Брижит Бардо символизировала чувственность, а Катрин Денёв — элегантность, Жанна Моро воплотила в кино идеал интеллектуальной женственности». Фильм наполнен музыкой Жоржа Делерю, прозванного в последствии «Моцартом кинотеатров». По версии журнала «TIME», музыкальная тема к нему стала одной из десяти лучших в истории кинематографа.
Трюффо настаивал, что эта его картина – о любви и дружбе. Но молодежь шестидесятых разглядела в ней манифест свободной любви, хотя фильм скорее высвечивает опасность таких отношений.
В центре истории – дружба двух товарищей, австрийца Жюля и француза Джима. Зритель видит их прогулки, разговоры, занятия в спортзале, обсуждение девушек, с которыми сентиментальному Жюлю везет меньше, чем Джиму. На их горизонте появляется роковая красотка – Катрин. Жюль просит Джима не становится на его пути. Но сама Катрин ведет себя так, словно страстно любит обоих.
Третий фильм, который стартует в прокате с 6 апреля – «Нежная кожа». Любопытен он тем, что главную роль там сыграла Франсуаза Дорлеак, старшая сестра Катрин Денёв. Актрисе прочили большое будущее. Но «Нежная кожа» в 1964 году вошла в противостояние с триумфальными «Шербурскими зонтиками», где дебютировала Катрин Денёв. И именно «зонтики» были удостоены награды Канн. Для Франсуазы это стало ударом — в отличие от младшей сестры она гораздо серьезнее относилась к актерской карьере. Через несколько лет актриса погибла в автокатастрофе. Трюффо был безутешен— режиссера долгое время связывали с Дорлеак романтические отношения.
По сценарию герой Пьер Ланше богат и успешен, у него прекрасная семья – красавица-жена и очаровательная десятилетняя дочь. Но когда Пьер знакомится с ослепительной Николь, то понимает, что ради этой внезапной и возможно бесперспективной любви, он готов бросить все.
Вот такое кино.
Если еще не видели, то пропускать не стоит!
Елена Булова.
Кадры из кинофильмов предоставлены PR-агентством, организующим показы.