Предлагаем поэтапно проследить путь снега – от сугроба до природного водоема. Практика плавления снега успешно применяется в столице на протяжении уже двадцати лет.

Задумываться о необходимости принудительно плавить снег начали для того, чтобы улучшить экологическую обстановку в целом. Снег в мегаполисах отличается большим содержанием различных примесей. В снежную массу попадают всевозможные загрязняющие его элементы – мусор, песок, нефтепродукты и прочее. Попадание такого «коктейля» в городские водоемы вместе с талой водой недопустимо. Оно ведет к серьезным отрицательным последствиям для экологии города. Утилизация снега путем плавления на городских снегосплавных пунктах позволила сократить экологический ущерб.

До 2002 года снег, собранный с проезжих частей города, улиц и дворов, просто сдвигали на обочины дорог и оставляли самостоятельно таять, либо сбрасывали в главные городские реки – Москву и Яузу. В результате экологическое состояние водоемов и прибрежной зоны серьёзно пострадало. Долгое время ситуация никак не менялась, пока не возникла идея заняться переработкой снега. Тогда во всех округах столицы были созданы пункты его быстрой утилизации. Появилась разветвленная сеть снегоплавилок. Снег было решено плавить под воздействием тепла сточных вод. Такая технология применялась впервые в мире.

Куда увозят снег?

Схема переработки снега проста, экологична и не оказывает серьезной нагрузки на коммунальную инфраструктуру. Снег, собранный с городских магистралей, дворов и улиц грузят на самосвалы и отвозят для утилизации на стационарные снегосплавные пункты. Стационарные снегосплавы топят снег, используя тепло сточных вод. Водители грузовиков при въезде на территорию ССП должны приложить к специальному валидатору идентификационную карту. После этого срабатывает система автоматического сканирования, которая измеряет объемы снега в кузове машины. Камера автоматической системы учёта снега распознает номер транспортного средства и фиксирует его прибытие на место. Дальше происходит трехмерное лазерное сканирование кузова для точного измерения объема привезенного снега. Система автоматически отправляет полученные данные в общегородскую систему учета приема снежных масс. Лазерные измерительные установки для автоматического учёта снега начали применяться с 2019 года. До этого дежурные диспетчера вносили данные вручную.

Водитель прикладывает идентификационную карточку к валидатору для проезда на ССП

После прохождения обязательной процедуры регистрации, грузовая машина может отправляться на разгрузку. Грузовики по очереди сбрасывают снег в приёмные лотки, где он измельчается. В приемных бункерах установлены сепараторы-дробилки, которые помогают измельчать снежную массу и отсеивать крупный мусор, а мелкие мусорные фракции при этом оседают в песколовках. Вместе со снегом в камеру могут попасть ветки, бутылки, колеса, лежачие полицейские, дорожные ограничители. Вредные примеси после таяния снега также оседают на дне камеры. Очищают камеры с помощью экскаватора с ковшом. Собранный грунт и мелкий мусор складируется на площадке обезвоживания, а крупногабаритный — автомашинами вывозится на полигоны ТБО.

Выгрузка снега на решетку

Когда снежная крошка поступает в плавильную камеру, ее плавление происходит за счет подачи в снегоприемные бункеры сточной воды из городских канализационных каналов и коллекторов. Температура воды при этом составляет около 18°С, что позволяет полностью растопить снег. Талая вода перемешивается со сточной, а затем поступает на очистные сооружения канализации, где подвергается полной биологической очистке и обеззараживанию перед сбросом в водоприемники.

Грузовики сбрасывают снег в прижимные лотки где он измельчается на дробилках

В дни обильных осадков, когда объемы поступающего снега превышают мощности снегосплавов, содержимое грузовиков выгружают на спецплощадки для временного складирования. Буферную зону постепенно также очищают от скопления снежных запасов.

Лопасти дробилок

Рассмотрим, как работает технология плавления снега на примерах различных снегосплавов города Москвы.

Московские снегосплавы

  • ССП «у ТЭЦ-9» в ЮАО
ССП у ТЭЦ-9

В Южном административном округе города Москвы на территории Даниловского района расположен стационарный снегосплавный пункт «у ТЭЦ-9» ГУП «Мосводостока». Его производительность составляет до 3000 куб. м в сутки. Сюда приезжают машины разной вместимости – 15, 28, 40 кубометров. В то время, как одна разгружается, остальные ждут за воротами. Пока не завершена выгрузка снега из заехавшего на территорию самосвала, следующие – не пускают. На выгрузку одной машины уходит около двух минут. Снег, попавший в камеру, оказывается в теплой воде, под воздействием которой он тает. Вода, температурой 15°С, поступает на снегосплавный пункт от ТЭЦ-9. Под ее напором погруженный в камеру снег плавится. Полученная в результате плавления массы вода очищается при помощи фильтров и уходит в канализацию. Пройдя по коллектору вода поступает в четыре камеры. Каждая снегосплавная камера (ССК) представляет собой трапециевидную подземную емкость из железобетонного материала с антикоррозийным покрытием. Вода, необходимая для таяния снега, поступает в камеры самотеком. По мере накопления осадка, загрузка камеры прекращается. Для безопасности людей, находящихся возле камер, каждая обнесена сетчатым металлическим ограждением. В смену выходит 5-6 сотрудников: мастер участка, электромонтер и слесари аварийно-восстановительных работ.

При отсутствии обильных снегопадов, пункт работает в режиме ожидания. В такие дни проводится уборка территории, очистка камер, замена фильтров. Материал, из которого сделан фильтр, похож на многослойный синтепон со специальными пропитками, задерживающими крупные и мелкие частички примесей. Согласно регламенту, проводить замену фильтров необходимо раз в месяц. Очистки камер проводится по мере заполнения дна грунтом — скоплением всевозможных примесей в снеге ( песка, гальки, гравия). После таяния все они оседают на дне камеры. Очищают камеры с помощью экскаватора с ковшом. Вместе со снегом в камеру могут попасть ветки, бутылки, колеса, лежачие полицейские, дорожные ограничители. Собранный грунт и мелкий мусор складируется на площадке обезвоживания, а крупногабаритный — автомашинами вывозится на полигоны ТБО. После очищения от мусора, вода уходит обратно в коллектор.

  • ССП «Сигнальный проезд» в СВАО
ССП “Сигнальный проезд”
Машина со снегом въезжает на территорию ССП Сигнальный проезд
ССП Сигнальный проезд

Снег, собранный на территории Северо-Восточного административного округа столицы поступает на снегосплавный пункт «Сигнальный проезд». За сутки он может принять до 3,5 тысяч кубометров снега. Работа ведётся в круглосуточном режиме. Время ожидания в очереди на выгрузку составляет для водителей не более двух минут. На территории снегосплава каждый грузовик проходит обязательную процедуру автоматического  измерения объёмов снега в кузове. Далее самосвал едет к дробилкам для разгрузки. Снег сбрасывается в снегоприемную камеру, где происходит дробление снежной массы. Затем она смешивается со сточными водами и уходит в московскую канализацию для дальнейшей очистки на очистных сооружениях.

  • ССП «Черкизово – 1» в ВАО.
ССП Черкизово

В Восточном административном округе столицы на территории района Сокольники располагается снегосплавный пункт «Черкизово-1», который рассчитан на прием 3,5 тысяч кубометров снега в сутки. Каждая машина перед тем, как опустошить кузов должна  пройти процедуру сканирования. Лазерный измеритель автоматически определяет количество снега в каждой машине. Такой же прибор размещён и на выезде с пункта. Машина останавливается под этим сканером, прибор сканирует объем снежной массы в кузове, данные поступают в Центральное диспетчерское управление АО “Мосводоканал” и в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы. После сканирования содержимого кузова, машина, по команде сотрудника снегосплавного пункта, заезжает на территорию. Снег из кузова грузовых машин сгружается  на сепараторы-дробилки и вмонтированные в землю решетки, на которых снег продавливают экскаваторы-погрузчики. Дробилки и решетки позволяют размельчить уплотненный снег и не допустить попадания крупных предметов в коллектор. Измельченная снежная масса попадает в приемные камеры, расположенные под измельчительными устройствами. Камеры заполнены сточными водами канализации. Температура воды в них составляет 12-15 градусов, что оптимально для растопки снега. Талая вода перемешивается с канализационной, а значит мусор, поступивший вместе со снегом попадает в воду. Песок и гравий, нефтепродукты следует извлечь из неё, прежде чем отправить воду в городские водоемы. Мелкие примеси отделяются от воды в песколовках, которыми оборудованы все камеры. Отсюда талая вода вместе с другими промышленными и бытовыми стоками по системе канализации поступает на очистные сооружения, где проходит полную механическую и биологическую очистку. Это полностью замкнутый технологический цикл. Весь очищенный сток попадает на очистные сооружения, где проходит полную механическую и биологическую очистку. В водоемы города попадают только очищенные сточные воды. Состав очищенного стока не уступает составу воды, которая находится в водоемах – Пехорке и Москве-реке.

  • ССП «Верейский» в ЗАО
ССП “Верейский”

В  Можайском районе Западного административного округа Москвы работает снегосплавноюый пункте ГУП «Мосводосток» на улице Верейская. После прибытия машины со снегом на снегосплавный пункт, точный объем содержимого в кузове автомобиля измеряется с помощью лазерного датчика. Дальше грузовик направляется к снегоприемным камерам, куда сбрасывается вся собранная снежная масса. Машина уезжает, а снег попадает на вращающиеся дробилки. Лопасти этих измельчителей перемалывают снег  вместе с кусками льда в кашицу, после чего мелкие фракции попадают в снегосплавные камеры. Образовавшаяся после плавления снега талая вода поступает в сети канализации, а потом отправляется на очистные сооружения. Время плавления снега зависит от температуры на улице. При небольшом морозе до -10 градусов снег из одного грузовика плавится не дольше 5-7 минут. Если температура опускается ниже -15 градусов время плавления составляет не менее 10-15 минут.

  • ССП «Лобачевский-2» в ЗАО
ССП “Лобачевский-2”
ССП Лобачевский-2 в ЗАО

Стационарный снегосплавный пункт «Лобачевский-2» расположен в Западном административном округе Москвы. В дни обильных снегопадов снегосплав принимает за сутки от 200 до 400 машин со снегом. После выгрузки снежная масса измельчается на специальных дробилках, а затем попадает в приемную камеру, где тает под воздействием тепла сточных вод. Далее по коллекторам вода поступает на очистные сооружения, где проходит полный цикл механической и биологической очистки. В 2020 году снегосплав стал крытым, что позволило снизить шумовую нагрузку для жителей близлежащих к сооружению домов. Над снегосплавом построили шумопоглощающий ангар, организовали системы очистки воздуха и шумоподавления. Теперь здесь исключено появление неприятных запахов, а комфорт москвичей не будет нарушен грохотом от падения снежных масс на плавилки. Снегосплавный пункт «Лобачевский-2» принимает снег круглосуточно. Снежную массу привозят сюда на грузовых автомобилях. Одновременно на приемный бункер снегосплавного пункта «Лобачевский-2» могут разгружаться две машины. На территории снежного отвала также допустимая выгрузка двух автомобилей. Всего на территории ССП могут находиться до восьми грузовиков.

  • ССП «Северное Бутово» в ЮЗАО
ССП “Северное Бутово”

Снег, собранный после снегопадов на территории Южного и Юго-Западного административных округов столицы, вывозится для утилизации на снегосплавный пункт «Северное Бутово», который расположен на Старобитцевской улице в Москве. Прием машин на ССП «Северное Бутово» ведется круглосуточно. Интервал между машинами составляет от 5 до 8 минут. За сутки он принимает порядка 50 машин. В сильные снегопады их число может увеличиваться до 70 штук. В дни обильных осадков, когда объемы поступающего снега превышают мощности ССП (2000 куб./сутки), содержимое грузовиков выгружают на спецплощадки для временного складирования. Снег после попадания в камеру плавится под воздействием струй теплой воды. Снежная масса в камере движется по часовой стрелке. Чем быстрее циркулирует вода в камере, тем быстрее тает снег. Скорость растворения снежной массы зависит также от текстуры снега. Пушистый тает быстро, а, например, ледяные глыбы требуют дополнительного времени на плавление. Влияет также температура воздуха. Если на улице незначительный минус, то снег тает быстро. При сильных морозах этот процесс становится более длительным. В морозную погоду приходится добавлять мощности установок, подогревая воду до температуры +35, +40 градусов. В теплые зимы скорость таяния снега больше. Содержимое кузова одной машины тает за 3-4 минуты. В среднем скорость плавления снега на морозе составляет около 15 минут для 32-х кубовой машины. Раньше в качестве теплоносителя использовался пар, вырабатываемый котельными установками на дизельном топливе. Сейчас нагрев воды в камерах осуществляет пеннобарботажный нагреватель погружного типа. Установка оборудована четырьмя горелками. Две горелки работают в постоянном режиме, поднимая температуру воды в камерах до 40 градусов. Резервные горелки позволяют подстраховаться на случай поломки основных нагревающих элементов. Одновременное включение всех четырех горелок способно буквально вскипятить воду, нагрев ее до 80 градусов. Однако, в увеличении мощностей необходимости нет, даже в дни большой загруженности ССП. Ежедневно на ССП «Северное Бутово» дежурит бригада сотрудников, состоящая из мастера и троих рабочих. В обязанности мастера входит контроль за прибывающими машинами и выгрузкой снега. Мастер проводит предварительный визуальный осмотр содержимого кузова. Если вместе со снегом в камеру попадают какие-то крупногабаритные предметы, то их извлекают. Разумеется, обнаружить под толщей снега весь крупногабаритный и бытовой мусор невозможно. Некоторые предметы всё-таки попадают в камеру. Бывает, достаем из камер бордюрные камни, канализационные люки, крупные ветки. Извлечение посторонних предметов из лотка снегосплавной камеры осуществляется при помощи спецтехники. В распоряжении снегосплавного пункта «Северное Бутово» есть следующие виды оборудования: насосы, самосвалы, фронтальный погрузчик, экскаваторы «Комацу» и «Иж». Мелкий мусор из талой воды вынимают рабочие при помощи сачков. Изъятый мусор они складывают в мусорный контейнер, позднее его содержимое отправится на мусорный полигон. Образовавшаяся после плавления снега вода уходит на очистные сооружения. Они оборудованы песколовками и фильтрами, где вода проходит несколько этапов очистки. Очищенная вода уходит в реку Битца.

Мощность снегосплавных пунктов столицы позволяет утилизировать порядка 650 тысяч кубометров снега в сутки. Перед началом работы все снегосплавы города проходят тщательную проверку на предмет соблюдения санитарно-технических требований. Проверяются подъездные пути, состояние разметки, въездных ворот и ограждений, наличие схемы движения грузовиков.

Специалисты проверяют работу насосного и энергетического оборудования, устройства сигнализации и оповещения, осматривают трубопроводы и щиты, защищающие снегосплавные камеры от повреждения снегом и льдом. Все снегосплавные пункты отвечают современным требованиям, позволяют эффективно решать задачи по утилизации снега, не нанося вред окружающей среде.

Юлия Смагринская.

Фото автора