телефонистки, телефон, фото Главархив

До 1917 года профессия телефонистки была самой востребованной среди женщин. А что же случилось потом? Об этом можно узнать на страницах Главархива.

Сейчас кажется странным, что при пользовании телефоном раньше не набирали номер, а поднимали трубку и говорили: «Алло, барышня! Дайте Тверскую, один – семнадцать».  Приятный женский голос отвечал: «Соединяю».  Так общались по телефону еще 100 лет назад. Связь вручную обеспечивали телефонистки, которых позже заменили автоматические телефонные станции.

Первая телефонная станция в Москве

телефонистки, телефон, фото Главархив
Телефонистки Л. Гуркина и М. Миронова в коммутаторном зале Центральной международной телефонной станции предоставляют разговор двум абонентам из Москвы и Гаваны. Авторы – А. Коньков, В. Егоров. Москва. 20 июля 1962 г. Главархив Москвы.

Первая телефонная станция в Москве открылась в начале 1880-х годов. Для  работы на коммутаторе стали набирать женщин – аккуратных, внимательных и трудолюбивых. Желающих освоить новую профессию было много, хотя за  тяжелый круглосуточный труд им платили копейки. Из сохранившихся архивных документов известно, что Шведско-Датско-русское телефонное акционерное общество (действовало в Москве) заключало контракт с женщинами на условиях оплаты за каждый рабочий час по 13 копеек в течение первого года службы и по 16 копеек, начиная со второго года. За дежурства с 7–8 часов утра и с 10–11 часов вечера (самые тяжелые смены) прибавлялось по пять копеек в час. В месяц телефонистки получали приблизительно от 30 до 46 рублей – стоимость билета в ложе Большого театра или покупки 10–15 килограмм чая. Хотя рабочее время составляло около 200 часов в месяц, телефонистки по первому требованию начальства должны были увеличивать рабочие часы. 

Работа по правилам

телефонистки, телефон, фото Главархив
Телефонная комната Центрального телеграфа. Автор Зайцев. Москва. 24 декабря 1974 г. Главархив Москвы.

Для телефонисток были разработаны специальные правила. Так, запрещались опоздания на службу (штраф за опоздание до пяти минут взимался в размере часового заработка). Во время работы девушкам строго запрещались разговоры между собой, чтобы не рассеивалось внимание, частные беседы с абонентами, а также любой шум. Не разрешалось посещение телефонисток на станции посторонними лицами. Служащие на телефонной станции не имели права оставить свое рабочее место, не сдав его другой дежурной.

Особое внимание уделялось общению с абонентами. Телефонистки обязаны отвечать им спокойно, ясно и безукоризненно вежливо, не повышая голоса. Предписывалось избегать продолжительных разговоров с абонентами и подслушивать их разговоры. Если у телефонистки в какой-то момент не оказывалось работы, она обязана помогать остальным. 

Социальные гарантии

Предусматривались и социальные гарантии. В пользу каждой телефонистки, прослужившей один год, общество каждый месяц вносило по два рубля на ее имя в банк (сберегательную кассу). Если телефонистка по болезни или другим уважительным причинам увольнялась, предупредив об этом компанию за месяц, то при расчете ей выдавались эти дополнительные средства. При нарушении условий скопившаяся сумма предназначалась для других служащих на случай их болезни. Заболевшим сохранялась средняя заработная плата, предоставлялись бесплатные услуги врача, состоявшего на службе Шведско-Датско-русского общества. Через два года службы телефонистки получали право на две недели отпуска с сохранением среднего заработка. Таким образом, несмотря на то, что служба до 1917 года была достаточно тяжелой, женщин, желающих поработать на телефонных станциях, было достаточно.

 Нина ДОНСКИХ.