фестиваль Балтийский дом, Санкт-Петербург, фото Ольга Курсакова

Театральный фестиваль «Балтийский Дом», проходящий в конце сентября – первой половине октября в Петербурге, уже давно является неотъемлемой частью культурной жизни Северной столицы. Основанный в 1991 году, «Балтийский Дом» стал первым ежегодным международным театральным фестивалем в новой России, а всю историю его существования и развития можно без преувеличения называть летописью современного российского и европейского театра.

В этом году в программе XXXII фестиваля приняли участие 17 спектаклей, представленных лучшими театрами из Южно-Сахалинска и Пскова, Ярославля и Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Москвы и Республики Беларусь. Разные настолько, насколько это вообще возможно, они объединены предложенной в этом году темой фестиваля – «Театр нашего времени».

 Но в первую очередь, все спектакли фестивальной программы традиционно объединяет тот факт, что ни один из них не разочаровывает зрителя, не оставляет его равнодушным! На этот счёт у «Балтийского Дома», кажется, существует особое, безошибочное чутьё.

 Режиссёр Кама Гинкас по этому поводу сказал:

«Я не знаю, как они это делают, но они словно знают, где что лежит и всегда находят на необъятных просторах и приглашают на фестиваль всё самое интересное, самое оригинальное и самое убедительное!»

Режиссёр Кама Гинкас

В качестве иллюстрации к словам мэтра приведём хотя бы такие два, диаметрально противоположных даже с точки зрения географии, примера, как театральный проект «ТриТформаТ» (Минск, Республика Беларусь) со спектаклем «Каренина» – и Сахалинский театральный центр им. А. П. Чехова (Южно-Сахалинск, Россия) со спектаклем «Вторник короткий день».

Театральный проект «ТриТформаТ» и молодой режиссёр Татьяна Самбук с её новаторским взглядом на классику и особым, уже узнаваемым, почерком запомнились и полюбились петербургскому зрителю по спектаклям «Три сестры» и «Княжна Мэри», а потому «Каренину» ждали с большим интересом и приняли с восторгом! К слову, все эти спектакли «ТриТформаТ» показывал и в Москве, при полном аншлаге, на сцене Делового и культурного центра посольства Республики Беларусь, поэтому те, кому повезло попасть туда на премьеры, безусловно, поймут о чём речь.

Хочется лишь добавить, что в качестве главной музыкальной темы для своей постановки Татьяна Самбук по счастливой случайности нашла песню «Позови меня с собой», а заслуженная артистка Республики Беларусь Вера Полякова в роли главной героини прекрасно её исполнила – чем дали ей, по сути, новую жизнь. И если помнить о том, что это песня необыкновенно красивой и талантливой молодой поэтессы, композитора и певицы Татьяны Снежиной, чей жизненный путь был таким ярким и таким трагически коротким – то это наделяет происходящее особым смыслом.  А песня, родившаяся от избытка личных, искренних чувств её автора, словно осеняет этой искренностью и чистотой и саму Каренину, становится и её голосом тоже… Словом, это был как раз один из тех моментов, ради которых мы и приходим в театр!

А вот чего ждать от иммерсивного спектакля из Южно-Сахалинска – действительно не знал никто. Но оказалось, что «роуд-муви» от режиссёра Александра Созонова по пьесе Светланы Петрийчук сумела найти свою дорогу к зрителю! Все, кому хватило мест в салоне настоящего междугороднего автобуса согласно купленным билетам, стали в этот вечер не только попутчиками и свидетелями немудрёной и грустной житейской истории, но и попытались ответить в конце спектакля на извечные вопросы «кто виноват?» и «что делать?». И, что самое удивительное, ещё какое-то время не расходились и обсуждали увиденное, даже когда всё уже закончилось…Вот она – магия «Балтийского Дома» в действии!

Что же касается спектаклей, представленных на фестивале самим Московским ТЮЗом, то их выбор Кама Миронович Гинкас прокомментировал так:

«Мы почти каждый год приезжаем в «Балтийский Дом» и получаем огромное удовольствие от того, как тепло нас принимают. Но всё, что мы до сих пор показывали здесь, было «лицом» художественного руководителя МТЮЗа Генриетты Яновской и режиссёра Камы Гинкаса. Надо сказать, мы с Генриеттой Наумовной очень разные, поэтому и наши спектакли тоже разные, но, при всей этой непохожести, мы всё же представители одного поколения и одной, ленинградской театральной школы – школы Товстоногова. А в этот раз мы с удовольствием привезли на фестиваль новое, молодое «лицо» нашего театра».

Три замечательных, абсолютно разных спектакля – «Семья Грей» по рассказу Ш. Андерсона в постановке Андрея Гончарова, «Пятая печать» по роману Ф. Шанты в постановке Елизаветы Бондарь и премьера «Человеческий голос» по мотивам пьесы Ж. Кокто в постановке режиссёра-хореографа Виктории Арчая явно были отобраны на фестиваль с целью продемонстрировать, насколько широк диапазон возможностей молодого поколения театра – и это, вне всякого сомнения, удалось! Все три спектакля вызвали большой интерес, прошли при полном аншлаге, а по их завершении на встрече с творческим коллективом прозвучало много искренних, тёплых и даже восторженных слов от зрителей, среди которых присутствовали настоящие эксперты, театроведы и критики.

Мы не станем рассказывать об этих спектаклях подробнее просто потому, что у вас, уважаемый читатель, есть прекрасная возможность увидеть всё это своими глазами, в родных стенах Московского ТЮЗа – а что может быть лучше? Непременно идите, оно того стоит – проверено фестивалем «Балтийский Дом»!

ОЛЬГА КУРСАКОВА.

Санкт-Петербург – Москва.

Фото автора