fbpx

18 и 19 мая в Московском театральном центре «Вишневый сад» п/р Народного артиста России А. Вилькина состоятся премьерные показы спектакля «Люби меня нежно» по пьесе Майкла Уилмота в постановке режиссёра Михаила Цитриняка.

Надо сказать, зрители окажутся в непростой ситуации – на первый взгляд уморительно смешная комедия на деле оказывается пронзительной историей двух людей, мятущихся между прошлым и будущим, в попытке побороть свой страх перед переменами и начать все сначала…

Корреспондент «Мой Дом Москва» побеседовала с режиссером накануне премьеры.

– Михаил Григорьевич, «Люби меня нежно» – это вторая ваша постановка в МТЦ «Вишневый сад», несколько лет назад вы уже поставили «Ночь перед Рождеством» Гоголя, который до сих пор с успехом идет на сцене театра. Чем обусловлен выбор именно этого – малоизвестного, надо сказать, произведения?

– В нем поднимаются проблемы, интересные мне и, надеюсь, каждому. Главная тема спектакля – уходящая молодость. Помните, у Пастернака: «Но для первой же юбки он порвет провода, И какие поступки совершит он тогда!»? В молодости нам свойственно совершать безрассудные вещи, но с годами готовность кардинально изменить свою жизнь, влюбиться, невзирая на последствия, начинает пропадать. Отчего? Усталость? Груз негативного опыта?.. Опасение, что если сейчас все разрушишь, получится ли все построить заново… а если нет?

Художник всегда говорит о себе. И сейчас я, как всегда, стараюсь быть предельно честным со зрителем. А кроме того, я очень люблю подобное построение спектакля: в «Люби меня нежно» существует «обманка» – комедийная составляющая. Такая, что поначалу вся история может показаться пустышкой. Но с каждой минутой происходящее становится все сложнее и сложнее, и на выходе оказывается серьезным жизненным разговором.

– Помогло ли вам при выборе артистов то, что вы уже работали с труппой театра? Сразу ли у вас сложились образы главных героев?

– Да, безусловно. Для этого спектакля были свои требования – возрастные, типажные.  Мы нашли таких артистов. И с Александром Михайловичем (худрук – прим.) разногласий по составу не возникло. Чему я очень рад, потому что уже около трех лет вынашиваю идею постановки этой пьесы. Сейчас я даже жалею, что до сих пор так мало приходилось работать с труппой «Вишневого сада», Александру Михайловичу Вилькину удалось собрать профессионально сильную команду.

– Тема, поднимающаяся в спектакле, хоть и вечная, но довольно интимная, что видно даже из аннотации к спектаклю. Что помогает вам, как режиссеру, не скатываться в пошлость, а тонко и с юмором выстраивать сюжетную линию?

– Ну вы ведь понимаете, что эти ролевые сексуальные игры – просто сюжетная канва, а остальное зависит от режиссера. Петр Наумович Фоменко ставил «Великодушного рогоносца» – говорят актёры считали пьесу пошловатой. Но ставил-то её великий режиссёр! Режиссура – это взгляд на театр, на жизнь, а сама пьеса – это всего лишь каркас. На основе этого каркаса ты можешь выстроить фаллос, а можешь – Эйфелеву башню… если ты великий инженер. Вот в чем дело.

– Для вас это все-таки комедия? Кажется, что в спектакле присутствуют мелодраматические нотки?

– Для меня это комедия про любовь. Если подумать, так вся наша жизнь – комедия. Другое дело, что с возрастом подобные вещи начинаешь иначе воспринимать. И тогда жанр меняется на трагикомедию…

– Говорят, в «Люби меня нежно» необычные декорации. Художник-постановщик Мария Рыбасова создала некое искаженное пространство… что оно олицетворяет?

Хрупкость, прозрачность человеческих взаимоотношений! Когда все на виду, и звукоизоляция отсутствует… а кроме того поставленные на угол декорации олицетворяют всегдашнюю нестабильность, неустойчивость нашей жизни. Для меня это невероятно красивое театральное пространство – большая творческая удача выдающегося художника Марии Рыбасовой.

– С недавних пор вы «штатный» режиссер Московского театрального центра «Вишневый сад» под руководством Александра Вилькина. Что для вас означает этот статус? Изменилась ли ваша творческая жизнь?

– Прежде всего появилась колоссальная ответственность. И я не бегу от нее. Необходимо думать не только про выпуск спектаклей, но и про театр в целом: посещаемость, финансирование, рекламу – выполнять задания художественного руководителя… Каждый театр ведет свой разговор со зрителем, который необходимо развивать в соответствии с политикой учреждения.

– Какие еще спектакли в постановке Михаила Цитриняка увидит московский зритель в ближайшем обозримом будущем?

– У меня идей много, но все зависит от материальной составляющей. Найдем финансирование – новый спектакль выйдет уже в начале следующего сезона. Не найдем – придется подождать. А пока я предпочту не говорить на эту тему. Потому что я себя знаю – если начну думать над сценическим решением, распределять пьесу по актерам, а финансирования не будет найдено… с ума сойду!

Нина ДОНСКИХ

Фото из архива МТЦ «Вишневый сад».