31 мая – День пожарной охраны Москвы. Вместе с огромной армией пожарных и спасателей свой профессиональный праздник отметит бортмеханик пожарного вертолета Ка-32А Московского авиацентра Николай Шишаков. Влюбленный в свою профессию, он не мыслит жизни без неба. А высокий уровень подготовки и стойкий характер позволяют каждую поставленную перед экипажем задачу выполнять «на отлично».
Служение Родине – правое дело
Николай родился в Калужской области, в городе Козельск в семье офицера.
«Нас с сестрой воспитывали в строгости, приучали к дисциплине, к порядку, а главное – к служению Родине».
Из Козельска семья переехала на Камчатку, в город Ключи, где проживала до 1986 года.
«Это необыкновенный красоты край. Самый большой в Евразии действующий вулкан – Ключевская Сопка. Его высота 4 километра 850 метров. Эта грандиозная картина до сих пор перед глазами».
Детство и юность – всегда яркие впечатления. В среде Николая было много любителей спорта. Да и сам он увлекался волейболом, тяжелой атлетикой, гирьевым спортом, а зимой становился на лыжи…
«Эта привычка поддерживать спортивную форму по сей день помогает, ведь чтобы пройти медкомиссию и подняться в небо, нужно отличное здоровье».
А жизнь продолжалась и проходила в череде перемен. С Камчатки семья переехала в Подмосковье. Перед юношей встал выбор: кем быть? Но сомнений не было: конечно, идти по стопам отца, в авиацию!
«Я уже говорил, что семья учила нас с сестрой быть преданным Родине. Поэтому без сомнения вступал и в пионерскую организацию, и в комсомол, и в партию приняли очень рано, я еще был курсантом. И о выборе своем не жалею, потому как служение Отчизне – дело правильное».
В Московский авиацентр попал не случайно
Николай Шишаков пришел в авиацентр в 2003 году. Формирование этой системы авиации экстренного реагирования, по его словам, проходило у него на глазах. Первыми вертолетами, которые появились в Московском авиационном центре на этапе формирования, стали две машины Ка-32А и один Ми-26Т. Тогда же Центр принял на баланс 5 посадочных площадок при городских клинических больницах с диспетчерскими пунктами и 2 площадки на МКАДе.
«Уже тогда я, молодой пилот, был поражен коллективом, в который попал. Меня окружали настоящие ассы, за плечами которых – огромный опыт летной работы».
Формирование Московский авиационный центр завершил к 1 июня 2004 года: укомплектованность сотрудниками составила 32%, было подготовлено 5 экипажей, из них три – на Ка-32А и два – на Ми-26Т. В тот же день один из вертолетов Ка-32А поставили на дежурство по тушению пожаров.
А уже спустя год Московский авиацентр начинает принимать активное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Каждый пилот учреждения вам скажет: мы выполняем обычную работу. Про факты риска, стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях эти люди говорят как о чем-то обыденном. А вот о своем здоровье, которое берегут как зеницу ока (иначе к полетам не допустят), все как один рассуждают здраво: «надо беречь»!
Работая механиком на вертолете Ка-32А, Николай Шишаков многое повидал, участвовал в ликвидации самых крупных пожаров, в эвакуации пострадавших после ЧС, в перевозке грузов на внешней подвеске. В этом плане свою машину считает универсальным механизмом, способным выполнять любые задачи.
И все же воспоминания нет-нет, да и дают о себе знать.
«Очень сложным был пожар в Луховицком районе, когда горели торфяники. Тогда понимали: отступать некуда. Или вот еще эпизод – пожар в поселке Мосренген. Он рядом с МКАДом расположен. Задача стояла не пустить огонь к трассе. Работать было сложно: провода, перетяжки мешали. Но справились… Да и вообще, если говорить о своем призвании, нет в нем ничего героического, обыденная работа, требующая определенных навыков…»
Сегодня экипажи пожарных вертолетов Московского авиацентра дежурят круглосуточно. С момента поступления вызова до взлета проходит не больше 15 минут, что позволяет оперативно прибывать к месту происшествия.
«Стартуя в небо, я отвечаю за запуск вертолета, а затем выполняю функции борт-оператора. На тушении пожара регулирую работу сливного устройства, когда перевозим людей – лебедкой, чтобы поднять пострадавших на борт. Важная часть работы – транспортировка грузов на внешней подвеске. До пяти тонн наша машина может поднять».
Чтобы выполнять поставленные задачи, экипажи вертолетов и спасатели постоянно повышают квалификацию, проводятся ученья. Об этом Николай Шишаков говорит так: «Лучше держать порох сухим».
Работа в авиации экстренного реагирования приносит бортмеханику огромную радость. Так сложилось, что в 32 года он остался не у дел, и несколько лет практически искал себя. Но… рожденный летать – должен летать!
«Жизнь остановилась», – вспоминает этот нелегкий период Николай Шишаков.
«Я не верю, что в одну реку нельзя войти дважды. Я вот вошел и снова встал в строй авиации. Главное – поставить цель, и тогда все сбудется».
… Летный отряд Московского авиацентра– дружный народ. Часто собираются вместе, семьями, ездят за город на шашлыки, отмечают Дни рождения и конечно, праздники.
Семья – это крепкий тыл. Ведь подниматься в небо надо с хорошим настроением, уверенным в том, что дома тебя ждут.
В семье Шишаковых трое сыновей. Два старших, близнецы, сейчас уже взрослые люди, заняты бизнесом. А младший решил пойти по стопам отца – заканчивает второй курс Московского государственного института гражданской авиации.
«Подрастает смена», – говорит с гордостью бортмеханик.
Нина ДОНСКИХ.
Читайте также:
Вячеслав Лепихов: «В человеке главное – стержень»