fbpx

Пожарные и спасатели Пожарно-спасательного центра Москвы, Главного управления МЧС России по городу Москве, центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», Академии Государственной противопожарной службы МЧС России и Академии Государственной противопожарной службы МЧС России стали участниками командных соревнований на учебном полигоне в Апаринках. Эти состязания проводятся для повышения профессионального мастерства работников пожарно-спасательного гарнизона столицы ежегодно. Конкурсанты демонстрируют свое мастерство и профессионализм в ликвидации последствий условного дорожно-транспортного происшествия и оказывают помощь пострадавшим в аварии пассажирам.

Условия для всех команд равные. Участники должны провести аварийно-спасательные работы на месте ДТП с двумя пострадавшими. Помимо спасения людей им необходимо предотвратить угрозу взрыва газового оборудования в багажнике и возгорание.

Дмитрий Скоркин, заместитель руководителя Департамента по делам ГОЧСиПБ города Москвы

«Пожарные и спасатели на данных соревнованиях демонстрируют профессиональные навыки по ликвидации ДТП с соблюдением всех необходимых мер безопасности. Первоочередной задачей участников соревнований является быстрая и четкая отработка действий, позволяющих как можно быстрее доставить человека в больницу, чтобы сохранить ему жизнь», – сообщил заместитель руководителя Департамента по делам ГОЧСиПБ города Москвы Дмитрий Скоркин.

Он добавил, что участники соревнований из разных пожарно-спасательных подразделений города Москвы в ходе мероприятия могут обменяться опытом и выработать единые механизмы действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Учебный полигон в Апаринках является тренировочной площадкой для отработки пожарными и спасателями практических навыков по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также профессиональных соревнований.

«Пожарные по современным нормативам обязаны проходить аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ по разным направлениям. Выполнение работ на дорожно-транспортных происшествиях является одним из видов соответствующих работ», – отметил Дмитрий Скоркин.

Участникам соревнований следует нужно уложиться в контрольные полчаса, но спасатели справляются с заданием гораздо быстрее. Например, в 2021 году лучшим результатом команды ПСО 209 имени полковника А.А.Жебелева Пожарно-спасательного центра на всероссийских соревнованиях было время 14 минут и 50 секунд.

«В своем родном ЮВАО мы заняли первое место на окружных соревнованиях с результатом 16 минут. В общегородских соревнованиях задача аналогичная – как можно быстрее деблокировать пострадавших в дорожно-транспортном происшествии. В реальной жизни нам приходится сталкиваться с похожими ситуациями минимум раз в неделю. Участие в соревнованиях помогает повышать профессиональный уровень», – отметил пожарный ПСЧ № 49 Илья Азаров.

Быстрое выполнение задачи не должно отражаться на качестве. Спасатели обязаны строго соблюдать регламент выполнения работ по спасения пострадавших. Так, человека можно извлекать из машины только после того, как на него надет шейный воротник, пострадавший закреплен на спинальном щите, острые кромки деталей автомобиля после удаления дверей и крыши машины должны быть закрыты специальными накладками во время проведения работ.

Установка спинального щита

Нарушение этих требований могут иметь последствия для дальнейшей судьбы пострадавшего. Человек не должен получить дополнительных травм, и на это направлены все усилия спасателей.

По легенде, пассажир и водитель в поврежденной машине находятся на передних сидениях. Один спасатель проникает внутрь автомобиля со стороны задних сидений, накрывает пострадавших специальным покрывалом, чтобы не повредить их осколками стекол при удалении переднего и бокового остекления. Затем команда приступает к эвакуации пострадавших из автомобиля. Снимаются двери и крыша машины, срезаются стойки, демонтируются спинки сидений, чтобы получить доступ к пострадавшим для их эвакуации на спинальном щите.

Работа с гидравлическим инструментом

Как рассказал спасатель АСО №6 Михаил Манолов, каждый из четырех участников команды отвечает за отдельную задачу: один работает с гидравлическим инструментом, второй координирует действия коллег, другие спасатели эвакуируют пострадавших.

Михаил Манолов, спасатель второго класса АСО №6

«Соревнования позволяют отработать навык спасения людей при ДТП. Контрольное время составляет 30 минут. Если команда не укладывается в условленный срок, то результат не засчитывается», – добавляет Михаил Манолов.

Наложение шейного воротника
Оказание первой помощи при травме ноги
Беседа с пострадавшим

В задачу спасателей также входит оказание допсихологической помощи пострадавшим, в роли которых выступают живые люди. Статисты изображают шоковое состояние, с точностью повторяя различные модели поведения человека в критической ситуации. Некоторые начинают плакать, другие стараются самостоятельно покинуть машину, у третьих начинается паника. Вне зависимости от реакции на происходящее, к каждому необходимо найти подход. Спасатель должен непрерывно вести диалог с пострадавшим, периодически уточнять у человека его самочувствие, интересоваться, не ухудшилось ли оно.

Площадка для проведения соревнований

Автомобили-тренажеры предназначены для отработки навыка спасения людей из поврежденного транспортного средства. Условно поврежденная машина вполне отвечает необходимым требованиям для отработки основных навыков спасения людей на месте реальной автомобильной аварии. Жюри оценивает каждое действие спасателей – от общения с пострадавшими до точности выполнения аварийно-спасательных работ: стабилизация машины, удаление остекления, эвакуация пострадавших на специальном спасательном щите и прочее. Если команды не соблюдают алгоритм аварийно-спасательных работ, то за каждую неточность начисляется штрафной балл.

Соревнования по ликвидации последствий ДТП проводятся в столице ежегодно. Каждая команда настроена на победу, но не менее важным аспектом является демонстрация мастерства и передача опыта сослуживцам.

Победителями соревнований стали: аварийно-спасательный отряд № 6 Пожарно-спасательного центра Москвы, пожарно-спасательный отряд № 209 имени полковника А.А.Жебелева Пожарно-спасательного центра Москвы и Федеральная пожарно-спасательная часть № 61. Лучшие команды представят столицу на всероссийских соревнованиях по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте.

Юлия Смагринская, фото и видео автора.