fbpx

В преддверии 8 марта расскажем о женщинах необычных профессий. В Московском авиацентре работает 46 женщин. Есть среди них и кадровые специалисты, и бухгалтеры, а есть и таких профессий, которые отвечают специфике самого учреждения. Например, инспектор, специалист службы авиационной безопасности, инженер по метрологии. А еще единственная женщина в Москве – пилот санитарной авиации, врач авиационной и космической медицины, техник по лабораторным проверкам вертолетов.

При выполнении авиационных работ летчики подвергаются особым нагрузкам, поэтому за их здоровьем нужен особый контроль. За это отвечает медицинская служба Московского авиационного центра, на которую возложена ответственная задача – регулярный контроль здоровья тех, от кого зависят жизни многих москвичей, – пилотов авиации экстренного реагирования. Валентина Киевская – врач авиационной и космической медицины авиацентра обязана знать все особенности летной работы, учитывать нагрузки и перегрузки во время полетов, психоэмоциональное состояние пилотов. В институте этому не учат. Поэтому, как правило, в авиационную организацию приходят обычные медработники, а потом их переучивают под специфику работы.

Валентина Киевская родилась в Калмыкии – в Элисте. Это небольшой городок, где люди очень доверяют друг другу, ответственны и принципиальны. Валентина не стала исключением, а в медицине эти качества очень важны. С раннего детства девочка росла любознательной, очень общительной и храброй. Никогда не боялась врачей и крови, как многие малыши.

«Я сколько себя помню – всегда хотела стать врачом – с 3-4 лет. Часто в детстве играла в медсестру, «делала» уколы куклам, накладывала им повязки. И сама никогда не боялась «людей в белых халатах». Помню, было мне 8 лет, мама привела меня к стоматологу – нужно было резать десну. Так я, услышав про это, очень обрадовалась и сама стала просить, чтобы врач поскорее провел мне эту операцию. Так было интересно и, видимо, важно, чтобы с моим организмом было все в порядке!»

Закончив школу, девушка приехала поступать в Москву. Валентина поставила перед собой высокую планку – ее выбор пал на 1-й мединститут – лучший в стране. Благодаря своему упорству и трудолюбию, девушка поступила и была этому очень рада. Учеба давалась непросто, но запомнилась Валентине только яркими и положительными эмоциями. После окончания ВУЗа девушка устроилась на работу терапевтом. А два года назад пришла в Московский авиационный центр.

Учитывая специфику учреждения, Валентина Киевская прошла здесь особую переподготовку и стала врачом авиационной и космической медицины.

«Я обучалась на кафедре авиационно-космической медицины последипломного образования РМАНПО при ЦКБ гражданской авиации в Москве», – рассказала Валентина. – Профессиональная переподготовка  была недолгой, но очень информативной и насыщенной. Основная ее задача – настроить фокус внимания на особенности профессии летчика; на то, что может повлиять на его здоровье. Вибрация в полете, шум, изменения давления и температуры в салоне плюс большое чувство ответственности самого пилота – все это сильно отражается на здоровье. Поэтому даже незначительное отклонение от нормы является поводом для всестороннего обследования. В течение месяца я знакомилась с особенностями профессии летчика, с тем, что может повлиять на их здоровье, что необходимо контролировать в первую очередь, на чем делать акценты и как помочь пилоту дольше оставаться в строю».

Осмотр пилотов Московского авиацентра проходит в Щербинке, где находятся кабинеты предполетного осмотра и кабинет авиационного врача. Затем, уже непосредственно перед взлетом, на поле проходит еще один осмотр. А еще врач должен назубок знать всю медицинскую карту пациента, истории болезней, сильные и слабые стороны его здоровья.

«Сегодня я каждый день провожу предполетный осмотр порядка 20 пилотов, – говорит Валентина, – нужно измерить температуру, проверить, в норме ли давление и пульс. Я провожу также квартальные, полугодовые осмотры пилотов, они обязательно приходят ко мне после отпуска. Люди у нас очень ответственные и работать с ними приятно».

Кстати, интересно, что супруг Валентины Киевской тоже врач. По специальности – психотерапевт. Дома, по вечерам, супруги часто общаются между собой, делятся опытом, какими-то новыми знаниями. Валентина признается, что сегодня ее основная задача – это вовремя выявленная проблема у пациента, вовремя поставленный диагноз. А для этого ей хочется еще более открытого и доверительного общения с летным составом.

«Главное в нашей профессии – видеть положительный результат своей работы, – считает Валентина. – Люди должны доверять своим врачам, поэтому я стараюсь к каждому своему «подопечному» находить «ключ». Разговоры с мужем, какие –то истории из его практик мне в этом очень помогают. Люди все разные – кто-то открыто идет на контакт, кто-то – нет. Чтобы помочь человеку, не упустить что-то важное в его здоровье, мне необходимо со всеми общаться на определенном уровне. Тем более такая большая ответственность – выпускать пилота в небо и, к счастью, пока не было такого, чтобы кого-то отстранили от полетов!».

Еще одна женщина в Московском авиацентре имеет необычную для женщины профессию – это Екатерина Орешникова. Екатерина – командир воздушного судна 2 эскадрильи, управляет санитарными вертолетами учреждения. Отец Екатерины – авиационный инженер – привил любовь к небу у своей маленькой дочки в раннем детстве. Он часто брал маленькую Катю на аэродром, и уже тогда в сердце девочки зародились первые глубокие чувства, которые определили ее будущую профессию. Но окончательное решение стать летчиком было принято Катей после просмотра фильма «В небе ночные ведьмы»:

«Эта картина основана на реальных событиях и рассказывает об отважной женщине, которая участвовала в Великой Отечественной войне, воевала, выполняла сложнейшие полеты ночью, – рассказала Екатерина Орешникова. –  Тогда я не понимала, а сейчас знаю точно, насколько это сложно, потому что летаю ночью сама. И вот, после просмотра этого фильма, я окончательно поняла, что буду летчиком. А воплотить эту задумку в жизнь, несмотря на все существовавшие в то время для девушек сложности, мне помогла судьбоносная встреча с Валентиной Степановной Гризодубовой».

Валентина Гризодубова – летчица времен войны, командир мужского полка, герой Советского Союза. Когда Катя, еще студенткой с ней встретилась, легендарная летчица была уже в довольно преклонном возрасте.

«Как сейчас помню, у Валентины Степановны был очень твердый, хорошо поставленный командирский голос, который совсем не вязался с внешностью очень пожилой женщины. Тогда, за чашкой чая, именно Валенина Гризодубова вселила в меня уверенность, что все получится и, если я хочу быть пилотом, то нужно идти до конца и не сдаваться!»

Вдохновившись напутствием Валентины Гризодубовой, девушка поступила в Запорожском авиационное училище ДОСААФ – в то время единственное место, где готовили девушек-лётчиц – потом в институт, стала летать на вертолетах в гражданской авиации, выполнять операции по тушению пожаров и по спасению людей на вертолетах Ми-8, Бo-105 и BK-117.  В августе 2007 года Екатерина Орешникова помогала тушить пожары в Греции, в 2010 году вела мониторинг лесопожарной обстановки в России, в мае 2012 года участвовала в поисковой спецоперации самолета «Sukhoi Superjet 100» в Индонезии. А в 2015 году Екатерина Орешникова перешла работать в Московский авиационный центр и стала выполнять полеты на вертолетах ВК117С-2 по медико-санитарным задачам.

 «Мы вылетаем на ДТП, падения с высоты, пожары; эвакуируем пациентов с инфарктами и инсультами. Каждый раз сталкиваемся с человеческой бедой и страданиями. Почти всегда удается всем помочь и вовремя доставить в больницу. Но бывает так, когда ты прилетаешь на место происшествия, а помочь человеку уже нельзя. Вот это – самое тяжелое в моей работе. Постоянно приходится быть свидетелем того, как жизнь человека резко меняется».

Время для подготовки экипажей санитарных вертолетов ко взлету после вызова – 5 минут. В любую точку города пилоты добираются, в среднем, за 7-10 минут, в ТиНАО – за 15. BK117С-2 – это один из самых современных вертолетов: компактный, надежный, не требующий много места для посадки. Он может приземлиться даже на проезжей части. Тем ни менее полеты над столицей очень ответственны и требуют постоянной подготовки и новых знаний. Экипажи не всегда приземляются на специальные вертолетные площадки, часто, чтобы посадить вертолет как можно ближе к месту происшествия, пилоты подбирают площадку с воздуха. Вокруг могут быть и деревья, и высотные здания, и другие препятствия, которые ради спасения чьих-то жизней, нужно обойти и выполнить поставленную задачу. Пилоты Московского авиационного центра совершают такие полеты и днем, и ночью, поэтому должны быть готовы к самым разным ситуациям.

«Мы постоянно тренируемся, учимся чему-то новому. Я, как и все мои коллеги, считаю, что профессия пилота – это такая профессия, про которую нельзя сказать, что ты все знаешь и все выучил. Да, у тебя есть базовое образование, много курсов, которые положено проходить и большой опыт работы. И, может быть ты, действительно, все знаешь, но все равно с каждым вылетом, с каждым общением с другими пилотами узнаешь что-то новое для себя. Этот процесс самосовершенствования бесконечный».

Сегодня на счету у Екатерины – свыше 4 000 часов налета за всю ее авиационную практику и сотни спасенных жизней. Работа напряженная, но очень любимая и, главное, та, что приносит моральное удовлетворение и яркие положительные эмоции каждый раз после очередного, вовремя доставленного в больницу пациента. А с напряжением после дежурства Екатерине помогает справляться ее крепкая и дружная семья – муж и взрослая дочь – студентка.

«Многие меня спрашивают, – улыбается Екатерина Орешникова, –  разве можно совмещать такую неженскую профессию и личную жизнь? Я всегда уверенно отвечаю – можно! Нужно верить в себя, в свои силы, уверенно двигаться к мечте и тогда обязательно все задуманное получится!» 

На аэродроме Остафьево, где базируются 11 вертолетов авиации экстренного реагирования столицы, каждый день можно встретить 23-летнюю девушку. Это один из самых молодых сотрудников Московского авиационного центра  – Анна Вдовина. Девушка имеет необычную профессию авиационного техника, выбрать которую ее вдохновил внеклассный кружок «Школа юного летчика». Весь 9 класс родной школы Горно-Алтайска Аня с восторгом слушала рассказы пилота-истребителя об авиации, после чего объявила родителям о своем решении уйти из средней школы и продолжить свое обучение в летном училище.

 «Отец ответил мне: Учись там, где тебе нравится. Выбрать любимую профессию это очень важный шаг в жизни человека. Поддержка папы помогла мне и   я поехала в Омск», – рассказала девушка.

Закончив Омский летно-технический колледж гражданской авиации по специальности «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов», Аня работала на Чукотке в авиакомпании «Билибино авиа», обслуживала вертолеты Ми-8. Работа на Чукотке была интересная, но романтика профессии звала ее в дальние дали. Поэтому, проработав в «Билибино» несколько месяцев, а затем еще немного в Якутии, Аня решила воплотить свою мечту о вертолетах где-нибудь поближе к центру России. Девушка с мужской профессией зашла в просторы интернета и остановила свое внимание на Московском авиационном центре. Узнав об особенностях работы в организации и о том, чем она занимается и какие задачи выполняет, Аня поняла, что все сделает для того, чтобы работать именно в этом учреждении. Первым делом, девушка отправила свое резюме и стала ждать.

«Так получилось, что на тот момент, когда к нам пришло резюме Анны Вдовиной, в Московский авиационный центр требовался человек ее специализации, – рассказал первый заместитель директора Владимир Фёдоров.  – Первая реакция нашего главного инженера на вопрос, как он воспримет у себя в цеху девушку, была однозначной: «Обойдемся без женских рук». Но буквально через очень короткий промежуток времени он вдруг передумал: «А давайте попробуем. Опыт есть, пусть едет», – махнул он рукой.

Не веря своему счастью, Аня Вдовина по первому же звонку сорвалась в столицу. Прошла собеседование и стала работать в Московском авиационном центре с вертолетами на аэродроме каждый день. Как и мечтала! Да еще с какими вертолетами – с теми, с помощью на которых спасают жизни людей. В мужской коллектив Аня, как и когда-то Екатерина Орешникова, влилась быстро и очень скоро стала «своей».

«Уже три года я работаю здесь техником по лабораторным проверкам, – комментирует Аня. – Проверяю оборудование на борту вертолетов, участвую в предполетной подготовке, осматриваю воздушные суда на предмет неисправностей после дежурства».

За три года работы в авиацентре Анна Вдовина изучила несколько типов вертолетов – Ка-32, ВК117С-2 – прошла переподготовку и познакомилась со всеми их особенностями. В скором времени девушку, как грамотного и талантливого специалиста, планируют познакомить еще и с недавно прибывшим после капитально-восстановительного ремонта Ми-26Т, обучить работе на нем.

Сейчас Анна мечтает быть не просто техником по лабораторным проверкам, а –  авиационным техником, что даст ей возможность выполнять полный спектр технических задач. Не только проверять оборудование, но и все составляющие воздушных судов, а также участвовать  в ремонте вертолетов, устранять неисправности.