Прогулки по Москве: тайны Университета на Воробьевых Горах • ЭКСКЛЮЗИВ • Мой дом Москва
Московский государственный университет, МГУ, история Москвы

Какую бы обзорную экскурсию ни выбрал любопытствующий турист, приехавший в Москву, ему не удастся обойти вниманием здание Московского Государственного университета. 

Мы сегодня расскажем вам о малоизвестных фактах, достойных внимания, связанных со строительством знаменитой высотки, гигантской птицей, расположившейся на Воробьевых горах.

Московский государственный университет, МГУ, история Москвы

Именно гигантской… Потому что Московский Универ задумывался, как своеобразный памятник советского гигантизма. Будучи выстроенным в 1949–1953 годах, он четыре десятилетия почитался самым высоким зданием не только в России, но и в Европе. И только тридцать лет назад его обогнала Ярмарочная башня во Франкфурте-на-Майне. 

Здание университета побило не только высотные, но и строительные, и финансовые рекорды. Сумма капиталовложения в это грандиозное сооружение захватывает дух – на него ушло столько же денег, сколько и на восстановление разрушенного Великой Отечественной войной Сталинграда.

Московский государственный университет, МГУ, история Москвы

Несколько цифр. Сам каркас здания – это 40 тысяч тонн стали, его стены — это 175 миллионов кирпичей.

Многие заблуждаются, считая, что самые большие часы в столице находятся на Спасской башне Кремля. Самые большие как раз размещены на Главном здании МГУ: диаметр их циферблата составляет 9 метров, против кремлевских курантов, где циферблат немногим превышает шесть метров. 

Московский государственный университет, МГУ, история Москвы, дети
Московский государственный университет, МГУ, история Москвы

За возможность построить грандиозное здание на Ленинских горах развернулась настоящая борьба среди архитекторов. Дело происходило в начале 1950-х, проектом высотки занимался Борис Иофан. На тот момент среди его работ был, например, Московский театра Эстрады, расположенный в «Доме на набережной», Павильоны СССР на Международных выставках в Париже и Нью-Йорке, а также нереализованный проект Дворца Съездов.

Иофан предлагал соорудить здание главного корпуса прямо на обрыве Воробьевых гор, на бровке, что придало бы сооружению еще большую монументальность. Но тогдашнее руководство страны напугало столь смелое решение, инженеры-геологи предполагали возможные подвижки грунта и опасались просадок, трещин и просто сползания здания в сторону Москвы-реки. Борис Иофан был уверен в своем проекте, был готов рисковать и отказывался в нем что-либо менять. И за несколько дней до окончания работы над проектом, когда тот был уже был полностью готов, Борис Иофан он был смещен с должности главного архитектора, а его место занял Лев Руднев, построивший к тому времени Военную академию имени Фрунзе. Он согласился передвинуть главный корпус на 700 метров от обрыва. 

Московский государственный университет, МГУ, история Москвы

Те, кто не просто видел, но и вглядывался в силуэт здания Университета, обратили внимание на то, что оно состоит из центральной высокой башни, и четырех корпусов пониже, находящихся по бокам, украшенных башенками. По наиболее длинной части здания вполне можно было бы устраивать спортивные забеги – она составляет два километра. Кстати, та, что покороче – тоже впечатляет – 850 метров.

Естественно, что такое грандиозное сооружение внутри себя должно было напоминать маленькое государство. Такова была изначальная концепция архитекторов. В высотке располагаются геологический, механико-математический, географический факультеты, ректорат, научная библиотека, Музей землеведения и даже Дворец культуры. Не выходя из здания, можно вкусно поесть, посетить библиотеку, закупиться в магазине, сходить и отправить письмо или бандероль родственникам на почте или на телеграфе, поплавать в бассейне, подкачаться в физкультурном зале и выспаться. Студенты утверждают, что у них при беглом взгляде на родной Универ, сразу создавалось ощущение, что здесь можно провести учебный год, не покидая родных стен. 

Лужники

Если же вы посмотрите на Университет издалека, то наверняка обратите внимание, что он напоминает еще и гигантскую корону. Лев Руднев, понимая ценность и уникальность расположения доминирующего над столицей здания, предусмотрел несколько видовых смотровых площадок. С 32 метровой высоты одной из них открывается вид на арену Лужников. Днем отсюда хорошо просматриваются практически все прочие высотки города – гостиница «Украина», высотка на Кудринской площади и здание МИДа, а также комплекс Москва-Сити и Белый дом. Отсюда можно любоваться золотом куполов храма Христа Спасителя, собора Василия Блаженного, неплохо видны памятник Петру I и даже Шуховская телебашня.

Некоторое время при строительстве велись споры, что же будет венчать это грандиозное сооружение. Были идеи водрузить вместо шпиля гигантскую фигуру Сталина или Михаила Ломоносова. Но потом, к счастью, эстетика победила амбициозность, и возникло решение, что все-таки шпиль со звездой будет смотреться логичнее, и он свяжет здание университета с прочими сталинскими высотками. В мастерской Веры Мухиной были созданы звезда и колосья из желтого стекла и алюминия. Кстати, свою знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница» Мухина хотела водрузить перед входом в Универ, но неожиданно вмешался Берия, которому этот вариант не показался удачным. 

Кстати, Мухина была не единственным скульптором, работавшим над внешним обликом Университета. Главную на тот момент, стройку страны оформляли визуально двести ведущих советских художников и скульпторов. 

Автором актового зала с мозаичным панно со знаменами стал Павел Корин. Александр Дейнека, чьи замечательные плафоны украшают станцию метро “Маяковская”, работал над оформлением фойе, создав мозаичные портреты крупнейших мировых ученых. Скульптуры ученых для музея созданы Сергеем Коненковым и Михаилом Аникушиным. Создавший памятник Юрию Долгорукому на Тверской Сергей Орлов, увековечил портик главного входа бронзовыми фигурами физкультурников и создал композиции «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде», которые просматриваются со стороны Ломоносовского проспекта. Ну, а Николай Томский выполнил знаменитый памятник Ломоносову в соавторстве с архитектором Львом Рудневым.

Московский государственный университет, МГУ, история Москвы

Естественно, строительство такого грандиозного объекта, да еще в столь непростых инженерно-геологических условиях требовало применения новейших, инновационных технологий. К этому приложил руку создатель Останкинской телебашни Николай Никитин. Он придумал действительно уникальную конструкцию, при которой давление здания шло бы не на нижние этажи, а равномерно распределяясь по всей высоте сооружения, что делало сооружение более надежным и существенно экономило средства при строительстве фундамента.

Московский государственный университет, МГУ, история Москвы
Московский государственный университет, МГУ, история Москвы

На гигантской стройке было занято 1000 инженеров, 2,5 тысячи административного и технического персонала и более 10000 человек строителей и подвижников. Помимо непосредственно строителей, свою лепту в создание сооружения внесли комсомольцы -стахановцы, военнослужащие и даже лагерные заключенные. Именно поэтому стройку и курировал вездесущий Лаврентий Берия. 

Елена Булова

Фото из открытых источников.