Эдуард Бояков: Детей нужно вовлекать в театр через красоту и через сюжеты • НОВОСТИ • Мой дом Москва
МХАТ, Пиноккио

Великолепные куклы Карабаса-Барабаса  – на входе, волшебные кубики  – в фойе, на сцене  – старинная сказка: 23  октября в МХАТ им. Горького на Тверском бульваре состоится премьера детского спектакля «Пиноккио».

Маленький зритель окажется в атмосфере венецианского карнавала и русского средневекового площадного театра, где актеры обращаются напрямую к зрителю.

Действие спектакля разворачивается в огромной декорации в виде старинной шарманки, которая превращается то в коморку папы Карло, то в повозку Карабаса-Барабаса, то в таинственный лес, то в подводное царство и, наконец, станет волшебным Театром! 

Новые видеотехнологии позволили создать для спектакля «Пиноккио» уникальное визуальное решение. В некоторых сценах актеры будут играть между несколькими проекционными сетками — герои постановки окажутся внутри объемного мира 3D.

Спектакль «Пиноккио» — это история о театральном закулисье. И рассказать о нем без музыки невозможно: маленькие зрители услышат отрывки шедевров итальянской оперы – Россини, Пуччини, Верди, Доницетти в исполнении тенора, солиста Большого театра Валерия Макарова и живого оркестра – скрипка, виолончель, домбра, ханг. В спектакле задействованы знаменитые мхатовские шумовые машины. Зрители узнают, как в старинном театре рождается звук – скрипит снег, дует ветер, идет дождь, гремит гром.

 – «Пиноккио», «Буратино», «Золотой ключик», – говорит художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков, – одна из самых любимых детьми историй. Для нас особенный сюжет: когда режиссер Арина Мороз предложила историю про театр в театре, я отозвался сразу. Это не просто детская сказка про плутовского героя, это еще и сказка про поиск театральной правды, счастья, которые человек, не находя в жизни, может найти на сцене и внутри творческого коллектива. Нам пришла мысль связать эту историю с итальянской оперой. При этом амплуа кукол сохраняются с позитивным свойством: в драмтеатре ведь быть куклой – негативная оценка, однако в музыкальном детском театре куклы превращаются в архетипы, и это сразу «подключает» ребенка. Детей нужно вовлекать в театр через красоту и через сюжеты,потому что маленький человек переживает не меньше кризисов, чем взрослый: школьная социализация, отрыв от матери, пубертат. А театр – великий лекарь, он может, моделируя отношения, смоделировать историю, которую ребенку предстоит прожить в жизни. Пиноккио хочется стать человеком, он мечтает стать человеком, но он деревянная кукла, которая в момент кульминации готова жертвовать собой ради друзей, ради счастья близких. Это своеобразная модель героизма, где перед нашими глазами это тесто, это дерево, которое есть в каждом из нас, становится одухотворенным, оно становится духом.

Мало кто знает, что автор нашей русской сказки Алексей Толстой сначала хотел всего лишь перевести с итальянского языка сказку Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Но так увлекся, что решил написать свою версию. А режиссер Арина Мороз переплела любимую всеми сказку «Буратино» с чудесной историей Карло Коллоди «Пиноккио». Так получился новый детский спектакль, рассказывающий о любви к родителям, о сочувствии, о том, как обманщики могут манипулировать детьми и о дружбе. В котором, конечно же, справедливость торжествует и добро одерживает победу над злом.

Елена Булова.