fbpx

Пожарную службу столицы поздравляем с Днем рождения!

Пожарную службу столицы поздравляем с Днем рождения!

В понедельник, 31 мая, пожарная охрана Москвы отмечает свой день рождения. Именно в этот день в 1807 году в столице появилась профессиональная пожарная команда. 

Надо сказать, что дат рождения противопожарной службы в истории России несколько. И это неудивительно: ведь когда появились города, то пошли и пожары, а городские власти стали задумываться, как их предотвратить. В 1504 году при Иване III была создана пожрано-сторожевая охрана. Иван IV Грозный в 1549 году издал указ о пожарной безопасности, который обязывал обывателей иметь первичные средства пожаротушения в каждом доме. В то время к ним относились преимущественно топоры и багры — чтобы можно было быстро снести и разметать горящее деревянное здание. И уже потом приступали к заливке. 

Через сто лет, 30 апреля 1649 года, царь Алексей Михайлович Тишайший обнародовал «Наказ о городском благочинии», в котором определялся штатный состав пожарной охраны, ее техника, постоянное дежурство, объезды городов, устанавливались наказания за нарушения правил обращения с огнем. Причем эти положения распространялись на все российские города. Поэтому 30 апреля отмечается Всероссийский день пожарной охраны.

Но дата 31 мая примечательна тем, что в этот день родилась именно московская и именно профессиональная пожарная служба. До этого пожар тушили, как говорится, «всем миром», причем в обязательном порядке. Указ Александра I освобождал жителей города от явки на пожар. Тушением теперь могли заниматься только профессионалы, сотрудники пожарных бригад. Впрочем, первые несколько десятилетий уровень подготовки этих бригад оставлял желать лучшего: ведь туда попадали рекруты, не годные к военной службе. Проще говоря — инвалиды. Такие были времена: если пошел под «красную шапку», то обратного хода нет, причем аж на 25 лет. А если покалечился на военной службе, то есть немало мест, где можно продолжать служить до конца срока. 

Но сейчас пожарная служба Москвы — это действительно профессиональная, хорошо подготовленная как физически, так и технически армия бойцов со стихиями. Среди них немало бывших военных. Например, летчик, пилот пожарного вертолета Ка-32, командир воздушного судна 1 эскадрильи Московского авиационного центра Андрей Михалевич. 

– Я родился в офицерской семье, – рассказывает он. – Дед был артиллерист, дослужился до подполковника, прошел всю Вторую мировую войну от самого начала до Берлина. Отец стал пилотом, в отставку вышел в звании капитана. Я все детство провел в военных частях, рядом с аэродромами — и пошел по стопам отца, в летное училище.

В армии Андрей летал в основном на Ми-8, прошел Первую и Вторую Чеченские войны, участвовал и в Грузинском конфликте. Прослужив 23 года (это считая и годы, проведенные в училище), вышел в отставку в звании майора. И вот бывший комполка посоветовал пойти работать в гражданскую авиацию экстренного реагирования –  в Московский авиационный центр по специальности — пилотирование вертолета. Только не Ми-8, а Ка-32. 

– В армии заниматься тушением пожара не довелось, – вспоминает Андрей. – Конечно, у нас была отработка таких ситуаций, но на реальном пожаре не были. Так что это было для меня нечто новое. Новой была и машина: Ка-32 — это единственный в мире соосный вертолет, который выпускают серийно. Американцы пробовали повторить, но не смогли.

Небольшая техническая справка: схем размещения винтов на вертолете существует множество, и у каждой из них есть свои плюсы и минусы. Есть вертолеты с винтом внутри хвоста, с передним и задним винтами, с левым и правым… Соосный вертолет Камова компактен, изначально он разрабатывался для морской авиации. На палубе корабля таких вертолетов можно разместить побольше, чем, например, Ми с их длинными хвостами. Ну, и для города это практически идеальная машина: устойчивая, маневренная, мощная. В общем, Андрею он понравился намного больше привычного Миля. 

– В основном наша первая эскадрилья (есть ещё и вторая, там санитарная авиация) занимается тушением пожаров, – рассказывает Андрей Михалевич. – В прошлом году проводили аэрофотосъемку; составляли новую карту Москвы. Весной облетали зоны, на которых была угроза паводка. Сейчас контролируем пожароопасную обстановку. Чего пока не доводилось — к счастью — лично мне так это эвакуировать пострадавших на Ка-32, хотя при взрывах в московском метро мои коллеги делали и это-санитарных вертолётов тогда не хватало, поэтому был задействован и Ка. Сейчас кстати мы активно тренируемся на них с нашими спасателями-зависаем в воздухе на одном месте, а коллеги десантируются вниз по специальному спусковому устройству- так отрабатытывается спасение людей из труднодоступных мест. 

О такой тренировке в феврале этого года мы, кстати, писали.

Буквально на второй год работы в «МАЦ» – Андрей только-только закончил обучение — случился очень сложный пожар. Горела нефтебаза, на которой было очень много бочек с горючем. Кроме того, там стояли два практически полных заправщика. Один взорвался сразу, еще до прилёта воздушных пожарных, и основная задача была не допустить возгорания второго. Дело осложнялось тем, что рядом находился жилой пятиэтажный дом. 

– Это было очень сложно — черный дым, горящие бочки взлетают прямо перед кабиной, – вспоминает Андрей. И поясняет: – Мы тушим с очень небольшой высоты. Вертолет заходит на тушение с 60 метров, плюс подвеска — получается, что вода проливается на огонь с высоты 30-35 м. А если ее сбрасывать с большей высоты, то будет просто грибной дождик, без значительного эффекта.

Еще один сложный пожар случился в октябре 2017 года — тогда сгорел строительный рынок «Синдика» на МКАДе. 55 тысяч квадратных метров огня, 3000 эвакуированных, множество строительных материалов, дерева, красок, лаков, машин на подземной парковке… На тушении много часов работали три вертолета Московского авиационного центра Ка-32, до глубокой ночи они сбрасывали на обрушившуюся кровлю тонны воды. 

Словом, есть что вспомнить.

– Коллектив у нас очень опытный, – говорит Андрей Михалевский. – Люди приходят не из училища, а после реальной — и достаточно долгой — службы, с боевым опытом. Многие знают друг друга уже долгие годы. Например, есть у меня двое коллег, которые вместе закончили училище, потом служили в разных частях, а вот здесь, в Московском авиационном центре, встретились снова. Есть и те, которые служили рядом, плечом к плечу.

Что же может пожелать своим коллегам и москвичам пилот пожарного вертолета? 

– Коллегам я желаю традиционного — чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок, – улыбается Андрей. – Ну, а москвичам хочется пожелать, чтобы они видели нас в небе как можно реже!

Майя ПЧЁЛКИНА.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *