fbpx

Весна — время обновить разметку

Весна — время обновить разметку

С установлением плюсовых температур на наших дорогах появляются особые машины — художественные. Они начнут наносить на асфальт новую яркую разметку. А мы подумаем над тем, откуда она взялась, для чего нужна и почему ее так часто надо обновлять.

Кто ее придумал?

Дорожная разметка появилась еще в Древнем Риме, когда патриции разъезжали на колесницах. Вообще, Рим в течение какого-то времени был довольно демократичным государством – законами не предусматривалось, чтобы плебей уступал дорогу патрицию. Поэтому, вместо того, чтобы составлять табель о рангах и решать, кто должен съезжать на обочину, а кто следовать дальше, римляне просто-напросто стали выкладывать посреди дороги полосу светлыми камешками. И два римлянина, повстречавшись на городской или загородной дороге, спокойно разъезжались.

Европа утратила очень многие достижения античного мира, в том числе и дорожную разметку.  В европейских городах этот вопрос решался просто. Едет дворянин — простолюдины в сторону! Шевалье уступает дорогу графу, граф пасует перед герцогом. Ну, а если на узкой дороге не могли разъехаться два дворянина примерно равного положения, то дело вполне могло закончиться дуэлью.

И так продолжалось вплоть до 1917 года (ого!). Однажды в Голливуде… простите, в Калифорнии медсестра Джун МакКэролл спешила к больному на своем автомобиле. Навстречу ей несся грузовик. Медсестре удалось вовремя съехать на обочину и спастись. Но если грузовику не удалось задеть ее машину, то ее чувства он зацепил очень основательно. Женщина обратилась к властям и предложила пометить дорогу и разделить ее на два направления движения. Власти идею проигнорировали, тогда медсестра вооружилась ведром с краской и кистью и нанесла разметку самостоятельно. Разделительная полоса была длиной в две мили (около 3 км) и проходила возле ее дома. На этом Джун не остановилась, она продолжала писать во все инстанции, активно занималась общественной просветительской деятельностью, читала лекции о пользе разметки, и, надо думать, ежегодно обновляла свое творчество на асфальте, но убедить местные власти в своей правоте ей удалось только в 1924 году. Именно тогда в городе Индио был принят указ, предписывающий Дорожной комиссии наносить дорожную разметку.

Впрочем, идея уже витала в воздухе. В 1911 году член дорожной комиссии Уэйн Каунти (штат Мичеган) Эдвард Н. Хайнс тоже выступал с таким предложением. На идею его натолкнул молоковоз, из которого бежала струйка молока. А в 1917 году в штате Орегон офицер дорожного движения Питер Рексфорд предложил нанести разделительную линию желтого цвета. Местные власти отказались финансировать проект, и Питер сделал это за свой счет. На этом дело застопорилось.

Примечательно, что у двух чиновников, непосредственно связанных с движением, не хватило энергии и упорства калифорнийской медсестры. Поэтому, когда говорят о начале истории дорожной разметки, вспоминают именно Джужи, а не Эдварда и не Хайнса.

И уж тем более мало кто знает, что дорожная разметка была нанесена на дорогах древней столицы ацтеков Теночтиталне и столицы инков Куско. И вот это совсем интересно, ибо в доколумбовой Америке не было ни лошадей, ни колесниц. И разметка на дорогах могла разделять только поток пешеходов (в Куско еще ламы были, но на них не ездили).

А в Советском Союзе первая разметка появилась 5 октября 1935 года на автотрассе Сочи-Мацеста. 

 

Три вида разметки: краска, пластик и пластик

Античную и доколумбовую разметку, как уже говорилось, делали с помощью камней. Дороги мостили камнями, а посередине укладывали камни отличной от основной массы камней формы или цвета. Джуди и ее последователи пользовались краской.

Краска продержалась на наших дорогах почти сто лет, но сейчас ее активно вытесняют пластики. Причина проста: краска плохо держится на асфальте. Согласно ГОСТу, краска должна служить на асфальте три месяца. Вот и считайте: наносить ее можно только при плюсовых температурах, а минусовые температуры у нас держатся пять месяцев. Получается, что значительную часть года разметка на дорогах выглядит, мягко говоря, неудовлетворительно. Мы все еще помним полустертые полосы в середине лета и девственно чистый асфальт по весне.

И если в первой половине XX века краска еще была целесообразна, то дальше, с ростом интенсивности движения, срок ее службы стал стремительно сокращаться — пропорционально количеству проезжающих автомобилей.

Следующим был термопластик, который продлил срок службы разметки до нескольких лет.

Вот цифры: самая износоустойчивая российская краска ВМД при температуре 20-22 градуса теряет 1 мкм толщины слоя при 78 проходах колеса. При температуре -2 – +3 слой такой же толщины исчезнет уже при 10 проходах колеса.

Теперь посмотрим термопластики. Например, технопласт белого цвета при температуре 25-30 градусов теряет 1 мкм слоя при 234 проходах колеса, а вот при температуре -2 – +3 градуса — при 13 проходах.

Так что, зиму и термопластик и краска переживают одинаково плохо. Тем не менее, по сравнению с краской у термопластика есть плюс: его можно наносить толстым слоем.

Есть и минусы. Термопластик очень требователен к условиям нанесения. Сначала надо тщательно снести старую разметку — она существенно снижает адгезию термопластика к покрытию. Надо проверить температуру покрытия и воздуха. Для пластика минимальные значения +5 градусов Цельсия, максимальные — 35. Наконец, надо, чтобы покрытие было абсолютно сухое, иначе влага будет превращаться в пар (что логично, температура пластика во время нанесения должна быть 200 градусов Цельсия) и разрывать разметку.

Наконец, холодный пластик. В Европе его применяют уже лет тридцать, а в России он появился недавно, лет десять назад. Затвердение пластика происходит за счет химической реакции: смешивают два компонента и наносят разметку.

По состоянию на 2015 год, в России на автодорогах использовали 35000 тонн краски, около 40000 тонн термопластика и 7000 тонн холодного пластика. Сейчас эти цифры наверняка изменились — пластики уверенно вытесняют с дорог краску.

В Москве обычно основные линии наносят термопластиком, а сложные элементы — стрелки, дублирующие дорожные знаки — холодным пластиком.

И еще один плюс пластика по сравнению с краской — на него, пока он не затвердел, можно нанести микроскопические стеклянные шарики. И разметка начинает в темноте светится отраженным светом.

Майя ПЧЁЛКИНА.  

 

Читайте также:

Новая разметка на Тверской улице

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *