fbpx

Юрий Норштейн: Человек может работать в режиссуре, только имея огромный опыт жизни

Юрий Норштейн: Человек может работать в режиссуре, только имея огромный опыт жизни

Сегодня в нашей стране празднуется день российской анимации. Мультфильмы любят все, но далеко не все представляют, какой это каторжный труд: режиссер-аниматор просиживает над листом бумаги или за компьютером с утра до поздней  ночи, и бесконечные часы сливаются в дни, месяцы, годы. О профессии аниматора размышляет режиссер фильмов «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок» Юрий Норштейн.

– Юрий Борисович, многие молодые аниматоры уверены, что вам крупно повезло: вы работает бок о бок с супругой Франческой Ярбусовой, которая является художником ваших картин?

– В каком-то смысле нам действительно повезло: мы живем и работаем вместе. Но если бы вы попали на фильм с моей режиссурой, то поняли, через какой ад приходится проходить там художнику. Хотя, прежде чем происходит этот ад, происходит, конечно, сама жизнь. Но и режиссеру сложно работать с художником, а Франческа – Художник. Никогда в жизни я не смог бы сделать такой эскиз, какой она способна сотворить в лучшие мгновения творческого беспамятства. Вот, буквально полчаса назад я видел ее, казалось бы, просто неспособной мыслить, и вдруг передо мной – художник самого высокого накала! Хоть табличку вешай: высокое напряжение, опасно для жизни!

– На главном анимационном фестивале страны «Суздальфесте» вы традиционно проводите «разбор полетов» фильмов молодых режиссеров. Причем всегда набивается полный зал, приходят все – от начинающих до суперпрофессионалов. Какое впечатление складывается у вас от работ начинающих ребят?

– Огромное количество фильмов, которое я ежегодно отсматриваю на этом фестивале, снова и снова приводят меня к вопросу: почему автор делает то или другое кино, как он может защитить свой фильм? И часто ответа на этот вопрос для себя, честно говоря, не нахожу. С годами все больше убеждаюсь в том, что человек может работать в режиссуре, только имея огромный опыт жизни. Ну, или какое-то очень сильное переживание. Иначе мы скатываемся в формализм. То есть в ситуацию, когда начинаем любоваться тем, что сейчас делаем. Формализм – это такое опасное состояние, когда мы считаем, что вот сейчас поймали Бога за бороду. А такого ведь никогда не бывает. Вот об этом и надо помнить молодым режиссерам. И еще о том, что нам надо в жизни, как можно больше читать. Тогда незаметно чужой опыт станет твоим собственным. Даже если собственного пока маловато. 

Елена Булова

Фото из открытых источников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *