fbpx

Николай Лачин: «Это обыденная наша работа»

Николай Лачин

28 октября – день создания армейской авиации России, праздник всех вертолетчиков. Именно в этот день, в 1948 году, в подмосковном Серпухове была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами. Она положила начало армейской авиации как отдельному роду войск.

Вертолетная авиация сначала именовалась вспомогательной. В   задачи входила перевозка грузов, корректировка огня, разведка, связь. Затем, в ходе технической эволюции, вертолеты превратились в грозное оружие. А в начале 70-х годов двадцатого столетия, с принятием на вооружение Ми-24, чьей основной ролью была поддержка сухопутных войск на поле боя, вспомогательная авиация стала армейской.

Армейская авиация предназначена для решения оперативно-тактических и тактических задач в ходе армейских операций (боевых действий). За более чем полувековую историю армейской авиации экипажи ее крылатых машин побывали во всех «горячих точках» России и далеко за ее пределами. Сегодня они продолжают показывать высокие образцы мужества и героизма, выполняя боевые задания.

Среди ветеранов этого удивительного племени мужественных и ответственных людей – пилот Московского авиационного центра Николай Лачин. В свой профессиональный праздник как не вспомнить офицерское прошлое и нынешние будни, которые, как всегда, наполнены напряженным трудом пилота винтокрылой машины. Впрочем, сам Николай свою работу не считает чем-то героическим: «Это обыденная наша работа».

Николай Лачин

Ни разу не пожалел о своем выборе

Родом Николай Лачин из Владимирской области. Здесь прошло его детство и юность. Когда встал вопрос, кем быть, раздумий особых не было: конечно, военным! Тогда все мальчишки мечтали о погонах, желательно с большими  генеральскими звездами.

«Сначала решил поступать в танковое училище в Ульяновске, но друзья (родители у них были военными) предложили поехать в Сызрань, и только уже в поезде мне сказали, что там будут учить на пилотов вертолета. Но я ни разу потом не пожалел о своем выборе».

Армейские будни

Николай Лачин
Николай Лачин

После окончания училища Н. Лачин был направлен на службу в Монгольскую республику. Сначала их эскадрилья дислоцировалась  вблизи города Чойбалсан, затем – в Налайх, это уже было поближе к столице Монголии – Улан-Батору.

Жизнь в гарнизонах была наполнена армейским ритмом: постоянные тренировки, учеба. Дни шли за днями…

Затем в 1988-1989 годах была командировка в Афганистан.

«Мы попали под вывод советских войск в 50-й смешанный отдельный полк (среди своих его называли «полтинник»). Операции уже практически не проводились, мы занимались прикрытием гражданских самолетов. Случалось, прикрывали и МИ-8. Это многоцелевой вертолет, который доставлял боеприпасы, еду, другие грузы».

Конечно, были и потери. На МИ-8 погиб командир полка. Несчастный случай, но боль от утраты от этого не была меньше. «Духи» также сбили стингером вертолет, экипаж тоже не уцелел.

За службу в Афганистане Николай Лачин награжден орденом Красной Звезды.

После Афганистана полк базировался в Бурятии, в городе Кяхта. А в 1991 году Николай вернулся на Родину, во Владимирскую область. В 1995 году была командировка в Чечню, за этот период ему присвоено внеочередное воинское звание – майора. Чечня в его службе случилась и во второй раз – в 2002 году. За вторую командировку в Чечню ему вручена медаль «За воинскую доблесть». А в промежутке была командировка в Таджикистан – тоже «горячая» точка, полгода там служил. Об этом времени вспоминает неохотно.

«Мы не совершали подвигов, это была служба. Служба на благо Отечеству».

Николай Лачин, вертолет МАЦ

Работа в Московском авиационном центре

Николай Лачин

В 2007 году Николай уволился в запас и так вышло, что сразу устроился на работу в Московский авиационный центр (МАЦ). Сначала – пилотом на вертолет КА-32, затем перешел в санитарную авиацию.

«Служба в армии и работа на гражданке  – везде выполнял и выполняю множество задач. Но вначале в МАЦ переучивался на управление новой техникой».

Николай Лачин

Сегодня – это один из лучших пилотов авиацентра, за плечами которого множество спасенных жизней. У многих в памяти ЧП на Славянском бульваре, когда автобус врезался в пешеходный переход. Было много пострадавших, и вертолет санитарной авиации МАЦ, в котором находился Николай Лачин, принял вызов и направился к месту ЧП.

«Сложность состояла в том, что это плотное городское пространство. Мы вначале должны были найти площадку, но нас спасатели попросили подойти поближе к месту ЧП: нужно было срочно эвакуировать пострадавшую женщину. Вертолет посадили максимально близко к зоне бедствия, и мы ее подняли в салон. Через несколько минут уже были возле здания больницы Склифосовского. Да, еще помню снежный буран, он здорово мешал в управлении машиной, была плохая видимость, но мы справились».

… Каждый день работы санитарной авиации – это срочные вылеты. ЧП, дорожные аварии – в большом городе все эти происшествия  не редкость. Так что профессия пилота во многих ситуациях – настоящий спасательный круг для тех, кто терпит бедствие.

Николай Лачин, вертолет МАЦ
Николай Лачин, вертолет МАЦ

«Летом часто приходится вывозить травмируемых детей, которые выпадают из окон, на стройках случаются ЧП… Жизнь есть жизнь».

Николай Лачин, вертолет МАЦ
Николай Лачин, вертолет МАЦ

Свой профессиональный праздник Николай встретит на работе. 90% летного состава учреждения – офицеры запаса, служившие раньше в армейской авиации РФ. Люди этой мужественной профессии в любую минуту готовы прийти на помощь…

Нина ДОНСКИХ.

Фото пресс-службы МАЦ.

Читайте также:

Евгений Артюхин: Присягу принимал один раз в жизни

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *