fbpx

Прогулка с историком: тайны кирпичных зданий Басманного района Москвы

Прогулка с историком: тайны кирпичных зданий Басманного района Москвы

В Плетешковском переулке

Кирпичные здания Москвы хранят историю своего создания, и мало кто из горожан хоть раз задумывался о судьбе этих домов, пробегая мимо по делам. Кирпич веками используется для строительства домов, но строительные технологии прошлого постепенно уступили место новым решениям. Почему бы не окунуться в историю и не проследить, как проходила масштабная трансформация строительства жилых домов. Сопровождать нас в этом путешествии будет краевед, главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов. Вместе со знаменитым историком Москвы мы прогуляемся по Басманному району столицы.

Отправной точкой маршрута стала Большая Почтовая улица. Во время прогулки краевед обращался к истории красного кирпича разных эпох. В зависимости от года изготовления кирпич обладает рядом особенностей.

Филипп Смирнов, краевед, главный редактор журнала «Московское наследие»

«Равномерного распределения краснокирпичных строений по городу не было, поэтому нельзя утверждать, что тот или иной район является лидером по количеству таких зданий», – пояснил краевед.

Появление красного кирпича в Москве и первые кирпичные дома

Качественный кирпич появился в Москве после открытия итальянским архитектором Аристотелем Фиорованти первого московского кирпичного завода на Запорожской набережной. Вслед за этим, предчувствуя наступление строительного бума, местные предприниматели на рубеже 19-20 веков вплотную занялись строительством кирпичных заводов. Как следствие, у каждого завода были свои изъяны или наоборот достоинства.

Много краснокирпичных домов появилось в Москве с 1870 до 1917 годы
В период с 1870 до 1917 года в Москве было построено множество кирпичных домов

Наибольшее число краснокирпичных строений появилось в Москве в период с 1870 до 1917 годы. Строительством домов тогда в основном занимались купцы. Их главный интерес заключался в том, чтобы вложить большую сумму денег в постройку заданий, который прослужат без ремонта и отделки долгие десятилетия. Они вкладывали средства, порой даже отдавали последние деньги на постройку фабричных зданий, жилищных корпусов, казарм для рабочих и многого другого.

Специфика кирпичного здания такова, что сам кирпич остается «голый», без каких-либо покрасочных и штукатурных слоев, а значит качество материала должно быть высоким.

Этот фасад оформлен дорогим пустотелым кирпичом

Кирпичные дома отличались минимальным декором – карнизы, каемки, фигурная кладка (иногда из белого кирпича). Стоит вспомнить, что в то время ввиду отсутствия централизованного отопления каждый комплекс строений имел свою котельную. Топились они дровами, углем, а позднее мазутом. На стенах оседала сажа, поэтому весь город был вишнево-серого цвета, делая городское пространство мрачным и темным. Время шло, но люди по-прежнему не готовы были тратиться на декор.

Буденовский поселок для военных

Кирпичный дом на улице Большая Почтовая

Сегодняшняя Большая Почтовая улица находится в центре Буденовского поселка 1920-30 годов, который представляет собой прорывную архитектуру авангарда с его продуманной организацией пространства дворов и необычными внутридомовыми проходами.

«Архитектура здесь соразмерна человеку. Пространство продумано с перспективой на 50 лет. Выросшие деревья не заслоняют солнечный свет внутри кварталов. Над этим кварталом работала первая женщина-архитектор. Она придумывала новый подход к архитектуре, внедрив сюда ясли, сад, школу», – говорит Филипп Смирнов.

Буденовский поселок был придуман для нужд высшего и среднего комсостава РККА с целью обеспечить нормальное проживание. Архитекторы, которые занимались этим поселком, входили в сообщество архитекторов под названием «Основа». Все члены сообщества были глубоко убеждены, что среда и эстетика влияют на воспитание человека.

Фасад домов бывшего Буденовского поселка
Фасад дома бывшего Буденовского поселка

Ставка при формировании «нового человека» делалась на высокую инсоляцию, соразмерность архитектуры человеку, широкие внутридомовые проходы, большое расстояние между корпусами для достаточного вентилирования.

«В архитектуре существует принцип, согласно которому, человеку хорошо живётся там, где уровень карниза или голубая линия низкие. Вот почему мы так любим гулять в Замоскворечье среди маленьких домиков», – поясняет Смирнов.

*Голубая линия – место где встречается между собой конек крыши и небо.

Пространство, где большинство зданий имеют высокую линию карниза больше подходят для настройки на рабочий лад, но меньше приспособлены для жизни. Архитектура башен с ее узкими улицами и высокими строениями не дает человеку возможности видеть горизонт, а призывает работать.

В советское время изначальный замысел архитектора был сильно трансформирован. Архитекторы строили поселок в Буденовском районе для расселения семей военных рабоче-крестьянской армии. Поселившиеся здесь представители среднего и высшего комсостава – капитаны и сержанты со своими семьями, привыкшие к казарменным условиям, предпочитали минимализм и ровные линии.

Послевоенное время подарило Москве газификацию, что привело к закрытию котельных. Вследствие этого изменилась воздушная среда, а кирпич начал потихоньку разрушаться. Скрыть дефекты решили при помощи краски. Маскировка проблемы не помогла, а лишь усугубила состояние камня, который под слоем краски перестал впитывать влагу. Сегодня историческим кирпичным домом стремятся вернуть прежний вид.

Архитектура авангарда

Застройка Москвы в 18 веке велась по определенным принципам (к сожалению, до нашего времени сохранилось очень мало таких домов). Здания строили преимущественно из белого и красного кирпича, покрытого штукатуркой и украшенного резьбой. Подход изменился с приходом гражданской архитектуры, которая отличалась большим количеством заимствований из Голландии и Англии. Тогда отношение к кирпичу было неоднозначное, его по-прежнему стремились чем-нибудь прикрывать.

В период восстановления Москвы после пожара основной задачей было скорейшее возведение утраченных зданий. Пришлось практически полностью отказаться от строительства кирпичных домов, на возведение которых требовалось много времени. В связи с этим большинство образцовых особняков, больничных и общественных зданий, построенных с период с 1813 по 1828 год, выполнены из дерева с обилием лепного декора и штукатурки.

Очередной перелом в архитектуре случился в 1861 году с отменой крепостного права. Крестьянская реформа повлекла за собой производственный бум. Огромное количество людей пришло в образование. Люди начали осваивать разного рода ремесла. В результате появляется много новых товаров. Образуется архитектура нового порядка, в которой главное не уют и жизнь конкретной семьи, а организация быта большого количества сотрудников.

Завод Цинделя в Дербенях

Ярким примером служит фабрика имени Цинделя на Дербеневской набережной, где наблюдается простота и практичность архитектурных решений.

Здание фабрики сегодня превратилось в лофтовое пространство
Здание фабрики сегодня превратилось в лофтовое пространство

«Организация пространства огромной территории имела комплексный подход. Там, на Литниковской улице, были высажены огромные сады для обеспечения казарм, где проживали рабочие. Окна жилых зданий выходили прямо на эти сады. К рабочим корпусам оттуда вели дорожки. Тратить деньги и время на украшения никто не планировал. Упор делался на функциональность», – рассказывает историк.

Многие архитекторы и строители высказываются пренебрежительно об архитектуре авангарда, называя эти дома построенными «из пыли и палок».

Архитектура авангарда с 1927 и до 1934 годов формируется в условиях дефицита строительного материала и рабочих рук. В связи с этим отрицаются любые излишества – декор, лепнина, резные карнизы, изысканность оформления фасадов. Единственным украшением здания служит сам его конструктив – кирпич, штукатурка, пространства и плоскости фасадов.

Место крещения Пушкина

Пространство между улицами Ладожская и Фридриха Энгельса
Пространство между улицами Ладожская и Фридриха Энгельса

Любой москвич, стремящийся осознать культурное пространство города, должен знать перекресток Малой Почтовой и Ладожской улиц, где в свое время находился деревянный дом, куда после крестин Елоховском соборе принесли Александра Сергеевича Пушкина. Оттуда начиналась Немецкая слобода с ее деревушками и предместьями.

Чайна-таун в Москве

Место могло стать московским Чайна-тауном

Пространство между улицами Ладожская и Фридриха Энгельса с 1899 года было местом поселения иммигрантов из Китая и имело все шансы стать московским Чайна-тауном. Китайцы стремились поселиться поближе к соплеменникам, поэтому заселяли дома китайского подворья. Сейчас между двумя улицами стоят маленькие домики, где жили и работали китайцы в Москве. Они занимались в основном прачечным делом, но промышляли также торговлей запрещенным алкоголем. Пользуясь замкнутостью диаспоры, китайцы могли свободно продавать спирт и наркотики. Планы о создании Чайна-тауна в Москве нарушил приказ 1930 года о депортации китайцев, подписанный после разлада отношений с Китайской Народной Республикой.

Перелом в архитектуре

В 1932 году произошел перелом в области архитектуры. Было признано что архитектура является одним из основных механизмов идеологической формирования личности. Согласно этой теории, при взгляде на здание человек должен видеть изобилие и понимать, что живет в великой стране.

Приветствовался богатый лепной декор, вдохновленный классической итальянской архитектурой. Сегодня его можем видеть в оформлении павильонов ВДНХ.

В 1935 году был учрежден генеральный план реконструкции столицы, в котором богато украшенных домов было довольно много. Качеству материалов для создания лепного декора отводилась второстепенная роль. Полностью реализовать план помешала война.

Заплутать на Плетешковском

Хитросплетение столичных улиц приводит в Плетешковский переулок. Его название произошло от местности, где люди могли заплутать.  В 50 метрах от переулка находится Кафедральный собор.

Необычный вид на купол Елоховского собора

Вокруг храма расположено много памятных красивых мест. На пересечении Ольховской и Нижней Красносельской улиц находится редкий экземпляр красно кирпичной архитектуры – здание бывшей чаеразвесочной фабрики Kleinhouse, которое сегодня превратилось в лофтовое пространство. Оно может служить прекрасным примером краснокирпичной архитектуры. Место стало очень популярным среди столичных модников. Архитекторы постарались бережно сохранить наследие прошлого, но сумели вдохнуть в него дух современности.

Виды кирпичной кладки

Двигаясь по Плетешковскому переулку и наблюдая различные кирпичные строения захотелось поближе рассмотреть сам кирпич.  Оказывается, у каждой стороны кирпича есть свое название. Нижняя широкая и длинная, на которую кирпич кладется называется постель. Маленькая короткая и узенькая сторона называется тычок. Длинная сторона именуется ложок. У каждой стороны кирпича есть пара. Отсюда пошли существующие тип кладки – ложковая, тычковая. Есть верстовая кладка, когда тычки и ложки чередуются между собой.

Надстройка в доме на Плетешковском переулке

В конце 19 века немецкие гигиенисты переименовали тычковую кладку в гигиеническую.  Они провели исследование помещений для того, чтобы понять какая температура оптимальна для излечения больного. Выяснилось, что для комфортной жизни человека, воздух в комнате должен прогреваться до 18 – 22 градусов тепла. Ученые пошли дальше и определили, что именно тычковая кладка позволяет создать правильную вентиляцию внутри помещения. При тычковой кладке на протяжении всего года температура в доме или больнице не меняется.

Тычок -маленькая короткая и узенькая сторона кирпича

В Москве тычковая кладка быстро стала востребованной. Она использовалась при строительстве инфекционных сооружений. Такие стены не перегревались в летние месяцы и не отдавали слишком много тепла зимой.

Постель – нижняя широкая и длинная сторона кирпича

В Плетешковском переулке есть жилой дом, который дважды надстраивался. Верхняя надстройка советских времен 1956 года выложена верстовой кладкой – ряды ложков и тычков чередуются между собой. Нижняя часть здания оформлена резьбой с декором из кирпичей. Рисунок вокруг окон выполнен историческими кирпичами белого цвета конца 70-х годов 19 века. По соседству в середине 1950-х был построен еще один дом, который выполнен в полном соответствии с указом Н. Хрущёва без каких-либо архитектурных излишеств.

Ложок -длинная сторона кирпича
Ложок – длинная сторона кирпича

Появление «хрущевок»

Белоглиняный цоколь улучшенной «хрущевки»

Пришедший к власти в 1953 году Никита Сергеевич Хрущёв во всем придерживался концепции экономии. Первый секретарь ЦК КПСС считал, что образ архитектуры должен транслировать идею социальной справедливости.

Обычная хрущевка

Москву охватила плотная застройка жилыми домами без лифтов с интегрированными в стены трубами канализации. В 1955 году был выпушен указ об архитектурных излишествах. Согласно этому документу не приветствовалось использование на фасадах домов любых элементов, замедляющих темп строительства.

Кирпичная кладка стены хрущевки
Кирпичная кладка стены «хрущевки»
Минимальный декор обычной «хрущевки»

В Денисовском переулке (дом 3/5) расположена улучшенная хрущевка.  Здание стало следующей и последней точкой путешествия. Дом примечателен тем, что построен из четырех видов кирпича. Фасад оформлен дорогим пустотелым, цоколь белоглиняный, боковая стенка выполнена из силикатного кирпича, а часть стены возле карниза украшена кирпичом керамическим.

Улучшенная хрущевка в Денисовском переулке,35
Улучшенная хрущевка в Денисовском переулке, 35

Путешествуя по Басманному району столицы, удалось внимательно рассмотреть красоту кирпичных зданий разных времен постройки и приподнять завесу тайны одного из центральных районов Москвы. Прогулка с историком Москвы среди кирпичных домов Басманного района позволила увидеть технологию строительства кирпичных домов в развитии. Понять прошлое, оценить настоящее и заглянуть в будущее конструктивистских построек начала 20 века.

Юлия Смагринская

Фото автора.

Читайте также:

Осенняя прогулка по Москве среди домов-памятников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *