fbpx

Светлана Ходченкова: С оружием нужно быть очень аккуратным

Светлана Ходченкова: С оружием нужно быть очень аккуратным

Светлана Ходченкова в фильме НА ОСТРИЕ

Картина «На острие», закрывавшая 42-й Московский Международный кинофестиваль, появится в широком прокате 26 ноября. В этой экшн-драме снимались Светлана Ходченкова, Сергей Пускепалис, Стася Милославская, Алексей Барабаш, Кирилл Дегтярь, Евгений Сытый, Софья Эрнст, Хильда Кармен.

Фильмы на спортивную тематику прочно вошли в нашу жизнь.  Свременный росский кинематограф активно ищет героев своего времени в славном советском прошлом или, как в этом случае, создает собирательный образ героя спорта. Меж тем, современный спорт давно уже перестал быть лишь состязанием в силе и скорости. Сегодня его определяют личности. Истории их противостояний влияют на жизни людей по всей планете. Месси и Роналдо, Федерер и Надаль, Брайант и Джеймс, Медведева и Загитова, Великая и Егорян… Нам мало того, что они выдающиеся спортсмены – мы хотим знать, чем они живут, подражать им – в поступках, одежде, стремлении становиться лучшими. История одной из таких дуэлей и легла в основу фильма.

Режиссер Эдуард Бордуков решил рассказать историю лучшей саблистки мира. Его героиня Александра Покровская знаменита, богата и счастлива. Чтобы войти в историю, ей остается сделать последний шаг – взять олимпийское золото. Но, как поется в одной старой песне, «красивая и смелая дорогу перешла»: путь Покровской преграждает девятнадцатилетняя девушка из провинции Кира Егорова, в одночасье покорившая Москву. Кира побеждает на всех соревнованиях и не сходит с обложек глянцевых журналов. Естественно, ее цель – занять место Покровской. Отчаянная схватка между соперницами начинается не только на турнирах, но и в жизни. Обе одержимы, и, кажется, остановить их не может ничто. Мир, затаив дыхание, наблюдает за сверканием их острых клинков. И все очевиднее: эта яростная борьба зашла уже слишком далеко…

Идея создания проекта «На острие» принадлежит продюсерам Елене Гликман и Михаилу Дегтярю. Пять лет назад они работали над фильмом «Коробка», режиссером которого также был Эдуард Бордуков. Молодежная лента о дворовом футболе получила положительные отзывы критиков и зрителей по всему миру.

Михаил Дегтярь – мастер спорта СССР по фехтованию на саблях, он изнутри знает про этот вид спорта много секретов и интересных деталей. Именно поэтому он предложил Елене Гликман создать следующую картину о конфликте, который был бы показан в мире фехтования – этого изящного, эффектного и благородного вида спорта, о котором еще ни разу кино не снимали.

– Фехтование – спорт необычный, со специфическими правилами, при этом не такой распространенный, как, например, футбол, – говорит Елена Гликман. – В «Коробке» основным вызовом было языком кино передать футбольный драйв. Здесь же все было в разы сложнее, ведь далеко не каждый знаком с фехтованием, с его правилами, а повествование нужно было сделать острым, зрелищным и интересным для зрителя.

Продюсеры режиссером видели только Эдуарда Бордукова.

– Эдуард – замечательный спортсмен в прошлом, – рассказывает Михаил Дегтярь, – и талантливый молодой режиссер со свежим взглядом в настоящем. Ему чрезвычайно интересны и спорт, и люди, которые им занимаются. В своем кино он всегда выводит на первый план человеческие отношения и спорт лишь фон, на котором эти отношения развиваются.

Эдуард Бордуков считает фехтование – очень красивым и аристократичным спортом, эдаким балетом с оружием в руках.

– Но с другой стороны, – рассказывает режиссер, – суть фехтования в том, что ты выходишь на поединок с единственной целью – «убить» соперника. Это смертельный поединок. Поэтому, чтобы состояться в этом спорте, важно иметь «инстинкт убийцы». И вот перед нами две современные женщины, у которых этот инстинкт в крови. Каждый день они облачаются в доспехи и выходят на поединок. Как это влияет на их жизнь, на отношения с близкими и с миром? Вот это мне и было интересно исследовать.

Александра Покровская – королева мира фехтования. Она сдержанная, холодная, аристократичная. Она воплощение системы, классики; для нее важно играть по правилам. Процесс тренировки, этикет – эти вещи для нее важно четко соблюдать. Как в фехтовании, так и в обычной жизни Покровская – это академизм, холодный интеллект и тонкий просчет своего соперника. Кира же – это дикий зверь, девочка из провинции, без роду без племени. Ей плевать на правила, систему и авторитеты. Она местами грубая, весьма дерзкая.

Кира – природная стихия, разрушающая все вокруг. Талант в чистом виде, который дан от природы. В какой-то степени история Егоровой и Покровской для меня – это история Моцарта и Сальери. В этой истории чрезвычайно важна и роль тренера обоих девочек. Нам хотелось уйти от стереотипного образа тренера старой советской закалки, сделать его противоречивой фигурой. Мне кажется, Сергею Пускепалису удалось воплотить такого тренера. Он не плохой и не хороший, у него своя правда.

Итак, главные роли в фильме «На острие» исполнили Светлана Ходченкова и Стася Милославская. Светлана и сыграла опытную фехтовальщицу Александру Покровскую, которая всю жизнь посвятила своему делу и своей великой цели – во что бы то ни стало получить олимпийское золото. А Стася исполнила роль молодой, многообещающей и рьяной саблистки Киры Егоровой, также стремящейся к победе любой ценой.

– Моя героиня Александра, – рассказывает Светлана Ходченкова, – именитая и опытная спортсменка, абсолютно утвердившаяся в жизни и достигшая профессиональных высот. Это состоявшаяся, зрелая, сильная духом и телом женщина, абсолютно независимая.

Кадр из фильма “НА ОСТРИЕ”

 – Кира чем-то похожа на меня, потому что я такая же упертая, с характером, и тоже иногда бываю неприятной, если меня обижают, – делится Стася Милославская. – В этом наше сходство. Она свое возьмет, для нее нет никаких преград. Этим она меня и привлекла. Она такая дворовая девчонка. Мне было интересно такую сыграть.

Актрисы много времени проводили в тренировках

Обеих спортсменок тренирует один и тот же тренер, играющий в свои жестокие шахматы, где фигуры – героини, которых он называет «обезьянками». Его роль исполнил Сергей Пускепалис.

– Тренер девочек, – рассказывает Сергей Пускепалис, – в этих спортсменках видит свою какую-то, скажем, ответственность перед жизнью, свое воплощение и реализацию. Через них он хочет доказать что-то миру, человечеству, себе. Гаврилов напоминает персонажа из пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу, который создает Галатею, совершенно не интересующую его как человек, как живое существо. Интересны только ее достижения. Так же и тренер Гаврилов: он делает из девочек чемпионок. И ради этого он готов на все.

Герой Сергея Пускепалиса – спортивный тренер

История, рассказанная в картине, основывается на фактах из мира фехтования, однако реальных прототипов у главных героинь не было.

 – Спорт – это сфера, в которой постоянно сменяются лидеры. Это очень жесткий мир, – говорит продюсер Елена Гликман. – Если сегодня ты чемпион, то это не значит, что на следующем соревновании не придет кто-то новый и не займет твое место на пьедестале. Наша история вымышленная, но основана на фактах, как сейчас любят писать, «по мотивам» реальных событий. Мы хотели показать двух героинь, которые благодаря ежедневным тренировкам, прикладывая титанические усилия, смогли одержать победу над соперницами и в какой-то степени над самими собой. Это должно было быть и в характерах актрис: им предстояло передать боль и упертость, нежелание свернуть с выбранного пути.

Найти зрителя, было значительно труднее, чем найти режиссера.

Эдуард Бордуков  в роли Александры Покровской еще во время работы над сценарием видел именно Светлану Ходченкову. Несмотря на это, режиссер все равно решил провести пробы с актрисой, в ходе которых он лишь убедился в правильности своего выбора. А в случае с персонажем юной Киры Егоровой Эдуард Бордуков, напротив, намеренно никого из актрис не представлял. Он понимал, что требуется искать и пробовать разные варианты.

 – Да, выбор был непростым. Молодых актрис немало, но многие еще не раскрылись и не показали себя, – говорит Елена Гликман.

Особенно долго шли пробы на роль Киры, но Стася всегда оставалась в фокусе внимания создателей фильма. По словам продюсеров, она яркая представительница нового поколения молодых и талантливых актрис. Более того, Милославская уже работала с Гликман, Дегтярем и Бордуковым: еще будучи студенткой первого курса школы-студии МХАТ Стася снялась в «Коробке».

Претендентки на роли Покровской и Киры пробовались в парах: создателям было важно, чтобы они «сыгрались».

– У Стаси были блестящие пробы, она прекрасно вошла в роль. Но определяющим стало то, что они со Светой по сути выбрали друг друга. Мы у обеих спрашивали, кто им больше всего понравился по работе в паре, кто наиболее интересен и комфортен как партнер. И актрисы выбрали друг друга, – вспоминает Гликман.

Что касается самих съемок, то они проходили в Москве в зимне-весенний период. Также команда проекта побывала во Франции, где были найдены локации для съемок сцен международных турниров. Соревнования снимали и в столичном Дворце спорта «Динамо», куда в качестве зрителей приглашали сотни человек массовки. Также болельщиков дорисовывали при помощи компьютерной графики. Среди других интересных локаций – павильон ВДНХ, современные лофты, крыша здания на бывшем Бадаевском пивоваренном заводе в центре Москвы с панорамным видом на столицу.

– Мы хотели разнообразить интерьеры, чтобы действие происходило не только в спортивных залах и на огромных аренах, – рассказывает Елена Гликман. – Помимо прочего, мы снимали известные московские клубы и молодежные тусовки. Для героини Светланы Ходченковой мы арендовали красивую многоуровневую квартиру, где она по сюжету живет.

Но самые сложные моменты на съемках были связаны с трюками и съемками с саблей, потому что это опасное оружие.

– Необходимо было постоянно быть аккуратными. К тому же, мы были обвешены разными проводами, которые часто за что-то цеплялись. Нам нужно было научиться рассчитывать шаги, скорость, дистанцию, иначе легко можно было нанести травму своему партнеру, хотя на нас и была защита. Для абсолютной достоверности нам необходимо было научиться виртуозно одним движением надевать маску, – вспоминает Светлана Ходченкова о сложностях на площадке.

Во время подготовки к съемкам Светлана Ходченкова и Стася Милославская брали уроки фехтования у профессиональных тренеров, учились правильно держать саблю и двигаться так, как того требует этот непростой вид спорта.

– Фехтование мне преподавали еще во время учебы в школе-студии МХАТ, – отмечает Стася Милославская. – Тогда этот предмет мне совсем не давался: я прогуливала, психовала на занятиях, швырялась шпагой и в истерике уходила. На тот момент я даже и представить не могла, что в будущем сыграю настоящую спортсменку из сборной команды России. И все потому, что меня заставляли держать оружие в правой руке, а я – левша! Во время тренировок перед съемками фильма мне переложили саблю в левую руку – и сразу все пошло как по маслу. Так фехтование открылось для меня заново, и я стала получать от него удовольствие.

По словам актрис, сложность спортивных сцен заключалась еще и в том, что одни и те же комбинации нужно было выполнять дубль за дублем, а это совсем не просто.

– Мы долго отрабатывали и оттачивали фехтовальные стойки, положение рук и спины, держание сабли, уколы и удары. Фехтование – это запредельные скорости, зачастую человеческий глаз даже не успевает зафиксировать момент укола, – говорит Светлана Ходченкова. – Было, конечно, очень сложно добиться таких движений, прыти, скорости. Но я много лет хожу в зал и занимаюсь с тренером, помимо этого занимаюсь на пилоне, а это уже практически акробатика и требует хорошей физической подготовки. Это мне невероятно помогло.

Когда Стася Милославская готовилась к съемкам и смотрела соревнования, она выбрала для себя пример – им стала олимпийская чемпионка Яна Егорян.

– Мне понравилась ее энергия, ее поведение на турнирах, я даже сама ей написала, рассказала о фильме и предложила встретиться – она мне, конечно, приоткрыла тайны фехтовального мира. Было невероятно интересно с ней пообщаться, – говорит актриса.

В постановке фехтовальных сцен принимали участие консультанты из Федерации фехтования России, которые также помогли команде проекта с дублерами. Ими стали профессиональные спортсмены, участвующие в соревнованиях мирового уровня.

– Весьма завораживающее зрелище – то, как они работали, – восхищается Светлана Ходченкова.

Холодное оружие на площадке требовало особой осторожности и от актеров, и от группы.

– Страха от работы с саблей не было. Однако мы соблюдали технику безопасности. Даже наш оператор на площадке работал в маске. Мы знаем, что с холодным оружием нужно быть очень и очень аккуратными, – рассказывает Светлана Ходченкова.

Консультанты из Федерации фехтования также помогли советами, какими должны быть реплики спортивных комментаторов.

– Здесь было важно не только, чтобы они давали четкое определение тому, что видит зритель, но и чтобы это был небольшой ликбез, – объясняет продюсер  Михаил Дегтярь. – Этот спорт отличается своей стремительностью и не всем знакомыми правилами, даже не всегда можно сразу понять, кто кого уколол. Кроме того, эти комментарии элементарно должны были быть интересными.

Съемочный процесс был непростым, но актеры отмечают, что на площадке царила удивительная атмосфера.

– Мы снимали соревнования Стаси и Светы в павильонах на ВДНХ, – вспоминает Сергей Пускепалис. – И на площадке была атмосфера, будто мы действительно на соревнованиях! Белый свет, азарт и драйв, какое-то невероятное напряжение.

Елена Булова.

На снимке: Светлана Ходченкова в фильме “НА ОСТРИЕ”

Читайте также:

«Блокадный дневник» стал лучшим фильмом 42 ММКФ в годовщину Великой Победы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *