Народный артист СССР Юрий Соломин: Кот будит меня лапой, думает, что я сплю

Юрий Соломин

Малый театр, как и все прочие, находится в режиме самоизоляции. При этом здесь готовятся к 85-летнему юбилею Юрия Мефодьевича Соломина. Сам Юрий Мефодьевич чувствует себя хорошо и рвется «в бой». То есть мечтает скорее оказаться на работе и начать репетиции. Наш обозреватель побеседовала с народным артистом Советского Союза, которому недавно присвоено еще и звание Героя Труда Российской Федерации.

– Юрий Мефодьевич, с чего начинается ваш день?

– Я встаю рано и по привычке вставляю в уши наушники. Так я делал много лет подряд, чтобы никого не будить. Прикрыв глаза, слушаю «Бизнес FM». Хочу быть в курсе последних новостей. Ко мне приходит кот и начинает меня лапой будить: он думает, что я сплю. А я не сплю.

– Лежите и о чем думаете?

–  Я думаю о том, что совместный труд для взаимного уважения поколений – вещь очень перспективная. Это особенно ощущается в театре. Видимо поэтому у нас в театре много молодежи. 

Я ведь в свое время прошел через все, в том числе и через подвалы, которые мы с молодой женой снимали после окончания института в Москве в районе Сретенки, на Полянке. Мы снимали эти комнатенки у одиноких старух. Теперь этот опыт заставляет очень внимательно относиться к тому, что и как происходит в жизни наших молодых артистов, что именно им сегодня нужно и что мы им оставляем в наследство. Как, впрочем, это заставляет внимательно относиться и к тому, что происходит в жизни наших стариков.

– В вашей жизни случались тяжелые времена. На что вы сами опираетесь?

– Я воспитан на классической литературе – Толстые, Пушкин, Лермонтов, Чехов, Островский. Это ведь не отвлеченные авторы. Для меня это все – мои друзья, с которыми я внутренне советуюсь, которые помогают сидеть и с вами разговаривать.

Кроме того, я ведь работал со многими прекрасными артистами. Большими артистами. Мне довелось работать и с Кадочниковым, и с Дружниковым, и с Грибовым. Все это были великие – не только артисты, но и очень хорошие люди. И они многое нам, молодым, передали. Сумели передать. И мы теперь тоже стараемся это передать дальше, следующим поколениям. Нашему театру присуща сердечность. Она, конечно, присуща и самому Островскому, который является нашим главным автором. Это действительно наш автор, и никакие фокусы не могут Островского изменить. У нас вообще в театре по 25 лет идут классические спектакли. Чеховский «Вишневый сад» был поставлен еще Ильинским, и он идет с новыми исполнителями. Это и есть то, что старики «в наследство» оставили молодым актерам, с которыми работали. Потом стариков не стало. И уже молодые стали старыми, они тоже передают это дальше, новым молодым артистам при их вводах на роли. Эта последовательность, преемственность, забота – очень важна, и она у нас в театре проявляется везде, во всем. Это и есть та преемственность поколений, которая позволила Малому театру не развалиться, не разделиться.

– Да, вы сумели каким-то чудесным образом не развалиться на составные части, как другие…

– Просто у нас в труппе еще слишком много людей в возрасте, которые хорошо понимают, к чему все эти деления приводят.

– А может, вы просто не разменивались за все эти годы ни на что авангардное? У вас в репертуаре ведь – сплошь классика.

–  Я к авангарду отношусь… по-разному, но в основном его не понимаю. Я действительно не понимаю, зачем брать Чехова и делать из него не Чехова? Или брать Островского и делать из него нечто неузнаваемое в силу собственной испорченности? Или Гоголя? Я бы на все это ввел запрет. Пожалуйста, берите современные пьесы, ставьте их. Но тянет-то самовыразиться именно на гениальной прозе…

– В Малый театр зрители ходят с рождения, а вырастая, приводят собственных детей… Вы этому рады?

– Очень рад и ценю. Ценю, когда к нам в театр приходит человек, который сам когда-то был ребенком, посещал Малый театр, помнит спектакли, любит их, и именно поэтому теперь привел своих детей. Как его когда-то привели сюда родители. У нас идут такие спектакли, как «Недоросль», «Снежная королева», «Золушка», по 200 раз. Для меня, например, стал полной неожиданностью спектакль «Свои люди – сочтемся». Там все старики поумирали, мы ввели туда молодежь, я смотрю – и снова 100% посещаемость. Решил – пойду посмотрю: действительно, ребята очень хорошо работают. Им было от кого научиться. Там и тема-то какая актуальная – ложь, обман, деньги! Тема на все времена.

Вот отсюда – и все наши аншлаги.

Елена Булова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *