fbpx

Как устроен Северо-Западный тоннель?

Как устроен Северо-Западный тоннель?

ГБУ «Гормост», тоннель Северо_западный

Подземное сооружение  более десяти лет служит на благо автомобилистов и метрополитена, ведь на протяжении всех этих лет по двухуровневому Северо-Западному тоннелю не только перемещаются автомобили, но и курсируют поезда «синей» ветки метро. Корреспондент портала «Мой Дом Москва» посетил тоннель, чтобы своими глазами увидеть, как он устроен. На месте удалось пообщаться с сотрудниками ГБУ «Гормост», в чьи обязанности входит эксплуатация и обслуживание сооружения. Вместе с ними побывали в  диспетчерской, вентиляционных камерах, коллекторах, осмотрели электрооборудование, аппаратную и технический тоннель.

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост», благоустройство

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост», благоустройство

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост», благоустройство

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост», благоустройство

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост», благоустройство

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост», благоустройство

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост», благоустройство

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост», благоустройство, диспетчерская

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост», благоустройство, диспетчерская

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост», благоустройство, диспетчерская

Тоннель является частью Краснопресненского проспекта, начинается в районе пересечения Крылатской и Осенней улиц и заканчивается в Троице-Лыкове. Он проходит под природоохранной зоной Серебряноборского лесничества на северо-западе Москвы. Северо-Западный тоннель представляет собой комплекс из трех тоннелей глубокого заложения. Каждый из них имеет двухъярусную конструкцию. По нижнему ярусу движутся поезда Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, по верхнему следует автотранспорт.

«Данные тоннели представляют собой комплекс тоннельных сооружений, совмещенных для движения автотранспорта в прямом и обратном направлении, а также движения поездов Арбатско-Покровской линии метрополитена. В состав комплекса входят три тоннеля – левый и правый транспортный тоннели, а также сервисный тоннель. По правому тоннелю осуществляется движение машин в область, по правому– в центр города»,– пояснил начальник участка эксплуатации тоннелей большой протяженности «Гормост» ТСД Федор Маху .

Как рассказал начальник участка, в верхнем своде тоннеля размещаются металлические короба вентиляции и дымоудаления. Для коммуникаций и эвакуации людей между основными тоннелями сооружен малый сервисный тоннель диаметром 6,2 м, соединенный межтоннельными эвакуационными сбойками. Тоннель оборудован современными автоматическими системами диспетчеризации, видеонаблюдения, газоанализа, пожаротушения, газоочистки, радарного контроля скорости движения. Он добавил, что длина основных тоннелей составляет 3126 метров, включая рамповую часть длиной 360 м. Диаметр тоннелей 13,75 метров. Максимальная глубина залегания 44 метра.

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост»

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост»

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост»

Во время посещения зала центрального диспетчерского пункта тоннелей большой протяженности удалось понаблюдать за процессом видеонаблюдения за инженерными системами тоннеля. Исправность работы систем пожаротушения, видеонаблюдения, оповещения, водоснабжения и других контролирует команда во главе с начальником дежурной сменой. В случае возникновения неполадки, оперативно принимается решение о ее устранении. На место обнаружения неисправностей выезжает дежурная бригада.

Перед сотрудниками дежурной смены находится большой монитор, на который выводятся данные камер, расположенных в разных частях тоннелей. Они фиксируют все происходящее в тоннеле для своевременного реагирования на возможные аварийные ситуации. В круглосуточном режиме дежурит эвакуатор, который в случае необходимости, выдвигается на место аварии. Откуда при помощи спецтехники пострадавший автомобиль эвакуируется на безопасное расстояние, чтобы расчистить пространство для движения транспорта по тоннелю. На всю процедуру уходит не более часа времени. Несмотря на то, что тоннель двухъярусный, по одному ярусу движется автотранспорт, а по второму ходят поезда Арбатско-Покровской линии метрополитена, камеры отслеживают только автомобильный ярус.

В верхней части экрана находится схема всех систем тоннеля. Верхняя полоса на схеме обозначает правый тоннель. Нижняя широка полоса – левый тоннель. В середине расположен сервисный тоннель. Изображение с монитора общего обозрения введены на экраны компьютеров каждого диспетчера. Задача диспетчера при поступлении аварийного сигнала – выявить зону, в которой произошла авария и доложить о случившемся начальнику дежурной смены.

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост», аппаратная

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост», аппаратная

Дежурная группа диспетчеров выполняет задачи по содержанию, эксплуатации и контролю за работой тоннеля. Помимо аварий могут происходить подтопления и возгорания объекта. При возгорании срабатывают автоматические системы пожаротушения (водяные и пенные). Из зоны возгорания ликвидируется пострадавший транспорт. После чего ликвидируются его последствия. В автоматическом режиме в тоннеле работают системы вентиляции воздуха. При необходимости операторы могут вручную включить дополнительные вентиляторы.

Дмитрий Величкин, главный инженер участка, продемонстрировал левый кабельно-коммуникационный коллектор, протяженность которого составляет 1,5 км. В нем проходя кабельные коммуникации, силовые, коммуникации систем связи: оптика, энергетика, громкоговорители, пожаротушение. Обслуживание и мониторинг за состоянием коллектора осуществляют инженерные службы в составе участка. Они работают по специально разработанному графику планово-предупредительного аварийную бригада ремонта, куда входит непосредственно починка и осмотр. За каждую смену несколько раз производится обход коллекторов на предмет неисправностей. Дополнительно все системы мониторят дистанционно из диспетчерского зала и аппаратных.

«Если между обходами произошла внештатная ситуация, диспетчера направляют на объект аварийную бригаду для выявления причины и устранения неисправностей», –говорит инженер.

Специалисты несколько раз в день обходят коллектора и все точки, где имеются инженерные системы, осматривают их. По мере необходимости, предусмотренной графиком ППР, выполняют регламентные работы.

Тоннель был открыт 27 декабря 2007 года. За 12 лет существования тоннель и коллектора не претерпел существенных изменений, все оборудование в первозданном виде. Подача воздуха в тоннель осуществляется при помощи вентиляторов. Для этого в начале и в конце каждого тоннеля расположены четыре венткамеры. Разница лишь в том, что в начале венткамеры вытяжная, чуть подальше от нее установлена приточная. С другого конца тоннеля снова стоит приточная, а ближе к концу–вытяжная. В каждой венткамере находится по три вентилятора. Мощность одного вытяжного двигателя составляет 1,1 МВт, а приточного–порядка 800 кВт.

«Если мы возьмем бытовой вентилятор и сравним с данными вентиляторами, то обнаружим различия в принципе их работы. У обычного вентилятора сила потока воздуха зависит от скорости вращения лопастей. У данного вентилятора поток регулируется иначе. Его движок работает непрерывно, совершая 1000 оборотов в минуту. Скорость потока регулируется лопастями. Угол лопаток выставляется в зависимости от производительности, которая задается с автоматизированного рабочего места в центральном диспетчерском пункте или со шкафа управления», –рассказывает Дмитрий Величкин.

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост»

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост»

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост»

Северо-Западный тоннель, ГБУ «Гормост»

В тоннелях установлены датчики системы контроля параметров газо-воздушной среды. От датчиков поступает сигнал, задающий параметры режима работы вентиляции. Каждом режиму соответствует определенная производительность, которая учитывает угол открытия лопаток вентилятора и количество работающих вентиляторов. К примеру, работают один приточный и один вытяжной вентиляторы. В случае пожара все вентиляторы включаются на полную мощность.

Грязный воздух попадает в систему газоочистки. На первом этапе проводится грубая очистка от механических частиц, далее идет ионная обработка. После этого очищенный воздух вытягивается через вентиляторы и выбрасывается в атмосферу. Приточные вентиляторы забирают воздух с улицы и подают его в тоннель. Всего венткамер восемь и восемь трансформаторных подстанций. Вес движка одного вентилятора составляет 6,5 тонн. Энергия для питания вентиляторов подается от трансформаторной подстанции. Мощность каждого вентилятора 1,1 МВт. Количество трансформаторных подстанций соответствует количеству вентиляционных камер, тоже восемь штук. Установлено четыре ввода, которые пытаются от разных четырех питающих центров.

Юлия Cмагринская.

Фото автора и пресс-службы ГБУ «Гормост».

 

Читайте также:

Беговой тоннель почистили от ила

В московских тоннелях меняют гидроизоляционный слой

9 thoughts on “Как устроен Северо-Западный тоннель?”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *