fbpx

Чистота дорог — визитная карточка города

Чистота дорог — визитная карточка города

чистота, Москва

«Похорошела Москва…» – эту расхожую фразу то и дело можно услышать в разговорах москвичей. «Российская столица – один из самых чистых мегаполисов мира», – делятся наблюдением иностранцы. Стандарты обеспечения чистоты и качества уборки в городе, действительно, заданы высочайшие. На сегодняшний день московское дорожно-коммунальное хозяйство – это тысячи профессионалов, несколько тысяч единиц самой современной техники, инновационные разработки и технологии в области цифровизации, жесткий контроль. О том, как работает этот сложнейший, но великолепно отлаженный механизм, – в сегодняшнем материале.

Чистота по-московски

Обыватель определяет чистоту «на глаз». Профессионал оценивает ее совершенно иначе. В дорожно-коммунальном хозяйстве нет таких понятий, как «просто чисто» и «просто убрано». Чисто и убрано может быть только определенным – то есть оговоренным регламентами – образом. В Москве с этим особенно строго – все параметры подробно описаны и нормированы. Порядок работ на каждой конкретной улице и дороге столицы установлен в зависимости от их категории. Также есть внекатегорийные объекты дорожного хозяйства, которые имеют особый режим содержания. Само собой, регламенты привязаны и к климатическим сезонам.

чистота, Москва

Погодные условия в России, прямо скажем, непростые. Природа не дает расслабиться коммунальным службам ни летом, ни тем более зимой, круглый год требуя от них полной мобилизации. С этой точки зрения нашу страну нельзя, к примеру, сравнивать с Финляндией и Норвегией, как это делают многие. И тем более голословно утверждать, что в плане уборки улиц и дорог скандинавы показывают себя лучше, чем их российские коллеги.
На самом деле все обстоит ровным счетом наоборот. Скажем, в Москве перед дорожниками в зимний период стоят гораздо более сложные задачи, нежели в той же Финляндии. Дело ведь не только в температуре, а в количестве ее переходов через ноль. Уборка подтаявшего снега и льда при плюсовой температуре – это одна задача. Чистка замерзших в мороз дорог – совсем другая. А теперь представьте, сколько головной боли доставляет коммунальным службам смена одной погодной ситуации на другую.

чистота, Москва

В Москве переходов через ноль может быть по несколько десятков за сезон, в то время как в скандинавских странах всего 4 – 5. О каких сравнениях со Скандинавией здесь вообще можно говорить?

Раз уж речь зашла о зиме, подробнее разберем, как регламентирована работа московской дорожно-коммунальной системы в этот период.

Зима не страшна

26 января 2019 года на Москву обрушился снегопад, который стал самым мощным за последние 68 лет. На базовой метеостанции ВДНХ выпало 10 мм осадков в эквиваленте воды; прежний максимум был зафиксирован 20 лет назад – 9,1 мм.

Но если в 1999 году непогода буквально сковала город во льдах и снегах, то в нынешнем столичные коммунальщики справились с задачей по уборке города всего за сутки.
Кто-то назвал это небывалым успехом. В реальности же работа современных дорожно-коммунальных служб Москвы организована так, что они способны оперативно и эффективно реагировать даже на нештатные ситуации. Высокий уровень квалификации и профессионализма служба показывает вообще всю зиму. В ее деятельности все строго регламентировано.

Подметание проезжей части специальной техникой стартует сразу после окончания снегопада. Время этих работ нормировано: не более 3 часов для обычных дорог и не более 2 часов для кольцевых. Если снегопад сильный, да еще и затянулся, вступает в действие другой регламент: проезжую часть чистят после выпадения каждых 5 см снега.

чистота, Москва

Далее дороги и тротуары обрабатывают противогололедными реагентами. Процесс этот также максимально автоматизирован – на дороги выезжают специальные машины. К примеру, модель «Уника» производства компании «Меркатор Холдинг». Данная техника под стать названию уникальная. Она умеет дозировать реагент, выбрасывая до 5 граммов смеси на 1 квадратный метр. Причем одновременно подстраивается под скорость автомобиля: чем быстрее едет, тем больше высыпает.

«Уника» производится в Калуге. Когда-то в ее основе лежала машина швейцарского автоконцерна Bucher. Но инженеры собственного конструкторского бюро «Меркатор Холдинга» настолько ее переработали, адаптировав под российские условия, что сейчас это уже фактически самостоятельная модель. Калужское КБ усовершенствовало и оснастило оборудованием собственной разработки и другие машины, работающие на улицах Москвы. Это повысило их эффективность в зимний период.

Лето, осень и весна – не время расслабляться

Зимой нагрузка на коммунальщиков самая большая. Но и в остальные сезоны им тоже нельзя расслабляться. Чтобы летом в Москве было красиво и чисто, нужно, во-первых, к этой чистоте город привести после зимы и весны, а во-вторых, чистоту постоянно поддерживать.
Все начинается с полива улично-дорожной сети технической водой с применением моющего средства. Производится полив в ночное время. Вода не только сбивает грязь с бордюров, но и прибивает пыль к земле. После промывки подметально-уборочные машины собирают так называемый смёт. То есть пылесосят дорогу.

Весной и осенью проводятся примерно те же работы, что и летом, но интенсивность их гораздо выше. Весной необходимо оперативно убрать город от остатков снега и образовавшейся в процессе его таяния грязи, а осенью – очистить столицу от листвы и не дать дождям все испачкать.

чистота, Москва

Урбанизация – главный тренд развития современных городов. Москва в этом смысле задает высокий темп: быстро растет число общественных пространств, зон отдыха, тротуары становятся шире и удобнее для пешеходов. «Перед всеми производителями стоит задача разработки таких машин, которые бы по своим характеристикам соответствовали требованиям урбанизации, – отмечает старший вице-президент «Меркатор Холдинга» Никита Сидоров. – С одной стороны, они должны быть компактны, мобильны и маневренны, а с другой – технологичны и мощны, чтобы качественно мыть, чистить, собирать пыль и мусор. Нашим заводом эта задача реализована в виде модели ВКМ2020, которая на данный момент работает и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Грозном, и во множестве других городов».
Кстати, по словам Никиты Сидорова, «Меркатор» рассматривает вопрос о выпуске ВКМ2020 с электродвигателем, поэтому к числу достоинств модели может прибавиться и экологичность. Для современной столицы это важно.

Цифровые технологии

Управлять таким большим городским хозяйством, как в Москве, невероятно сложно. Для координации работ коммунальщиков и прочих служб в столице действует Единый информационно-мониторинговый центр. Уровень внедрения современных цифровых технологий впечатляет. На огромные мониторы выводится вся необходимая информация: местоположение любой техники (она отслеживается по ГЛОНАСС), данные о расходе топлива. Сюда же стекаются заявления и обращения граждан.

чистота, Москва

Эффективность Единого центра столь высока, что примеру Москвы решили последовать и другие российские города. Директор по инновациям «Меркатор Холдинга» Павел Теплов отмечает, что фактически опыт столицы стимулирует развитие и внедрение цифровых проектов в отрасли по всей стране.

«Разработок подобного рода в РФ на данный момент очень много. Подходы к цифровизации разные, – указывает Павел Теплов. – К примеру, в Калуге нами реализован проект «Цифровой мониторинг и контроль уборки города».

ся местная коммунальная техника оснащена различного рода датчиками и «умными системами». Это позволяет собирать солидный объем информации о том, где техника находится и что в данный момент времени делает. Массив данных в наглядном виде отображается на интерактивной карте города – работать с ней можно хоть на компьютере, хоть на планшете. Если улица на карте окрашена зеленым, значит, она уже убрана. Желтый цвет говорит, что уборка еще не закончена. Красным помечены места, куда техника пока не доехала».

чистота, Москва

Калужская система с недавнего времени использует ресурсы облачного сервиса SberCloud, уточняет Павел Теплов. По его словам, это сотрудничество повысит степень информационной защиты решений, внедряемых в городах. Среди них Петропавловск-Камчатский, Киров и другие. Москва задает стандарты – регионы стремятся им следовать!

Наука и техника

Секрет успеха столичного дорожно-коммунального хозяйства в том, что в нем работают лучшие люди и самая современная техника.

Профессионалы в дорожную и коммунальную отрасль приходят из ведущих вузов – прежде всего МАДИ и МГТУ им. Баумана. Более того, в настоящее время фактически любой производитель, который заботится о развитии своей научной и технологической базы, о качестве инженерных служб, начинает присматривать себе кадры еще на стадии их обучения. Так поступают многие.

чистота, Москва

«Меркатор Холдинг» – одна из первых компаний, кто подошел к этому вопросу системно, – рассказывает директор департамента по управлению персоналом «Меркатор» Анастасия Богатель. – Мы нуждаемся в инженерах для работы на производстве и проведения исследований в своем конструкторском бюро. Их отбор начинаем еще со студенческой скамьи: устраиваем для старшекурсников МАДИ и «Бауманки» бизнес-игры, даем им возможность пройти у нас практику, после чего трудоустраиваем самых способных. Другое направление сотрудничества с вузами – совместная научная деятельность», – подытоживает Анастасия Богатель.

чистота, Москва

Что касается техники, то к ее выбору в Москве подходят с особым вниманием. Решение относительно того, кто станет поставщиком, – крайне сложное и ответственное, ведь от него зависит многое. В городе, в котором, как говорят в народе, 12 месяцев властвует зима, а остальное время лето, машины – главная опора. Если в мороз и снегопад встала техника, значит, «встал» весь город.

А этого столичные коммунальщики допустить никак не могут. И уже много лет не допускают!

Владимир Орлов.

2 thoughts on “Чистота дорог — визитная карточка города”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *