Энергетики компании «Россети Московский регион» в рамках масштабной программы провели установку «умных» счётчиков с удаленным сбором данных в деревне Каракашево (поселение Воскресенское, Новомосковский АО). Мероприятия по внедрению интеллектуальной системы учета реализуются в рамках цифровой трансформации сетевого комплекса. До конца текущего года умные приборы учета электрической энергии установят в 136 населенных пунктах ТиНАО.
На примере установленного счетчика было продемонстрировано каким образом происходит процесс сбора и передачи данных. Энергетики показали сборку и монтаж интеллектуального прибора учета на опоре воздушной ЛЭП. Установка одного счётчика занимает от 10 до 15 минут. В день монтируется порядка одной тысячи приборов. При переходе на новый счётчик электроэнергии старые данные не теряются, а автоматически записываются на другой носитель.
Энергетики подробно рассказали, что делать владельцам частных домов в новой Москве, у которых установили новый прибор учёта в их отсутствие, а также объяснят для чего может послужить старый счётчик.
Мероприятия по внедрению интеллектуальной системы учета, в том числе, направлены на усиление работы по качеству электроэнергии, так как многие случаи ненадлежащего качества получаемой электроэнергии потребителем связаны с несанкционированным подключением. В рамках инвестиционной программы будет установлено около 30 000 приборов на территории Новой Москвы. К 2021 году оснащение потребителей ТиНАО данными приборами учёта должно составить 100%.
«Умные» счетчики откроют для потребителей целый ряд возможностей. Жители смогут самостоятельно контролировать параметры поставляемой электроэнергии, дистанционно считывать показания, а также переходить на многотарифный расчёт. Приборы учета с удаленным сбором данных позволяют энергетикам эффективно проводить мероприятия по выявлению и предотвращению хищений электрической энергии и определять очаги потерь, что в свою очередь позволяет повысить качество электроэнергии и надежность оказываемых услуг по ее передаче.
Если раньше потребителю приходилось лично звонить на «Светлую линию» для того, чтобы сообщить о наличии проблемы с подачей электроэнергии, то при использовании интеллектуального прибора учёта, за всеми неполадками следит диспетчер, и при необходимости, может вызвать бригаду для устранения аварии. Для работы прибора учёта требуется наличие сотовой связи.

«Данная сотовая связь должна быть не у потребителя. Специальное устройство сбора/передачи данных устанавливается где-то на возвышенности. Каждый прибору учёта связывается с этим устройством через GSM-канал. На устройстве сбора есть сим-карта сотового оператора, имеющего условия устойчивого приема сигнала. Через канал связи информация уходит на сервер компании», – пояснил Антон Стрельников, начальник Управления реализации услуг по передаче электрической энергии филиала Новая Москва ПАО «МОЭСК».
В случае сбоя сотовой связи, снять показания с прибора можно вручную. Обслуживание приборов находится в зоне ответственности компании «Россети», которая выполняет все гарантированные обязательства и ведёт контроль работы приборов учёта. Таким образом, у энергетиков пропадает необходимость снимать показания и лишний раз беспокоить визитами потребителей, за счёт чего увеличивается производительность труда.
Прибор учёта позволяет вводить ограничения в потреблении электроэнергии дистанционно, без выезда оперативных бригад, путем отключения кнопки программного комплекса. В онлайн-режиме контролируется расход энергии в разных тарифах. Энергетики своевременно получают информацию о технологических нарушениях в сети, возникающих при перерывах в электроснабжении. Устанавливается прибор учёта на границе балансовой принадлежности на опору. Через устройство сбора и передачи данных при помощи сотовой связи идёт опрос приборов учёта с последующей передачей информации на сервер компании. Каждому потребителю выдаётся специальный пульт, с помощью которого он может контролировать расход энергии. Потребители рассчитывают энергию по тарифу. Существуют однотарифные и многотарифные варианты расчёта. Второй вариант оплаты –единый тариф. Потребитель имеет возможность через пульт просматривать все тарифы и общий свод потребления энергии за месяц. При нажатии кнопки пульта на дисплее высвечиваются все необходимые данные. Пульты вручаются потребителю при переводе на расчет, каждый человек ставит в соответствующем акте подпись о получении. На сегодняшний день до установки этих приборов потребителю требовалось ежемесячно передавать показания в Мосэнергосбыт для формирования платёжки по договору энергоснабжения. Теперь передача идёт дистанционно, от компании Россети в компанию Мосэнергосбыт без участия потребителей. Потребителю остаётся лишь контролировать свои расходы.
По мнению одной из жительниц, Ирины Квитковской, “умные счетчики” приносят пользу обычным потребителям и самим энергетикам. Она положительно оценила инициативу замены устаревших приборов на современные. Ирина проживает в деревне Каракашево уже 9 лет, за это время смена счётчика происходит второй раз. Причина замены не в поломках приборов, а в обновлении их модификации.
С новыми приборами учёта пропадает необходимость в их визуальных осмотрах, весь контроль ведется в режиме онлайн. Ограничения для потребителей вводятся посредством дистанционных каналов связи. Также ведётся контроль качества напряжения в сети. В случае возникновения технологических нарушений, через прибор учёта отслеживается их источник.
Информирование потребителей о предстоящих работах по установке умных счетчиков происходит по нескольким каналам: непосредственно через органы местного самоуправления (в муниципалитете знают о планах и сроках реализации программы); через контакт-центры подрядной организации и ПАО «МОЭСК»; посредством распространения листовок в населенном пункте (в больницах, общественных местах, на стендах муниципалитета).
Комплекс мероприятий по замене счётчиков подразумевает несколько шагов. Прежде всего проводится предпроектное обследование. Энергетики посещают дома каждого потребителя в населенном пункте, уточняя его координаты и реквизиты. Это делается для выявления собственников, которые ранее самостоятельно делали замену счётчиков, не уведомивших об этом Мосэнергосбыт. Следом проводятся строительно-монтажные работы, в ходе которых на опорах устанавливаются приборы учёта, индивидуально для каждого жителя населенного пункта. Непосредственно в трансформаторной подстанции устанавливается прибор, фиксирующий расход электроэнергии по ТП. Затем подключается инженерный состав, который проводит пусконаладочные работы. Последний этап – перевод приборов учёта и подписание документов, подтверждающих их исправную работу.
Произведен прибор интеллектуального учёта потребления энергии фирмой «Миртек» в городе Таганрог. Его задача – контролировать расход энергии, осуществлять дистанционную передачу данных энергетикам, а также дистанционно контролировать наличие/отсутствие напряжения. За 2019 год предусмотрена установка более 30000 приборов в ТиНАО. По закону, к 2021 году во всех домах должны быть установлены приборы интеллектуального учёта, а ответственность за них ложится на сетевую компанию. Иногда случается, что потребители отказываются от замены приборов, в таком случае им стараются объяснить преимущества новой техники.
Нововведение работает на территории Московского региона с 2014 года, но массовая установка “умных счетчиков” началась лишь в июне 2019 года. Завершить работы по оснащению Новой Москвы “умными” приборами учёта электроэнергии планируется до начала осенне-зимнего периода.
Юлия Смагринская.
Фото автора.
Читайте также:
Умные счетчики экономят время и средства
В 1300 домах Москвы установят «умные счётчики»