Краснокирпичное перо: дом Максима Геппенера стал памятником архитектуры • НОВОСТИ • Мой дом Москва
Краснокирпичное перо

Дом одного из лучших коммунальных зодчих — архитектора Максима Геппенера — признан объектом культурного наследия

Сегодня в реестр объектов культурного наследия регионального значения внесен архитектурный ансамбль из особняка и флигеля, построенных архитектором Максимом Геппенером для своей семьи в конце XIX века.

«Заслуги Максима Карловича перед Москвой трудно переоценить, он работал в столице в годы, когда активно закладывалась система коммунального хозяйства», — отметил руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Речь идет о конце 1880-х — начале 1890-х годов, когда городским головой был Николай Александрович Алексеев. Тогда в городе появилась канализация, был модернизирован водопровод, шло активное строительство училищ, приютов, доходных домов. Для себя архитектор построил небольшой деревянный дом и каменный служебный флигель в районе 2-го Мариинского переулка, который в 1922 году переименовали в честь писателя Николая Чернышевского.

Двухэтажное деревянное здание на каменном подвале неплохо сохранило объемно-пространственную композицию, оформление фасадов, а также многие элементы изначальной отделки конца XIX века, включая карнизы, розетки и лепнину. Во многом ему повезло: 1970-е годы переулок реконструировался и большинство зданий не уцелело. Особняк и флигель Геппенера сохранился и теперь, он будет служить примером архитектурного зодчества для будущих поколений. Возможно, кто-то из молодых архитекторов вдохновиться его идеями, создавая новые шедевры.

Городские коммунальные сооружения ассоциируются с чем-то безликим и даже некрасивым. Однако до революции такие объекты в Москве представляли собой произведения архитектурного искусства. Работы одного из лучших «коммунальных» зодчих того времени -Максима Геппенера, не могут не восхищать и наших современников.

Архитектор творил в конце XIX – начале XX века. Его важнейшие работы связаны с реконструкцией и строительством зданий коммунального хозяйства города. Также он был автором проектов учебных и благотворительных заведений.

К созданию каждого здания Геппенер подходил творчески, все они имеют собственное лицо, но при этом выполнены в едином стиле. В «Мосводоканале» почерк архитектора прозвали «краснокирпичным пером».

«Зодчий использовал элементы модного тогда псевдорусского стиля, также в постройках читаются готические мотивы. Это эклектичные сооружения из кирпича, одновременно похожие на средневековые замки и древнерусские терема», – рассказали в Музее Воды.

В числе лучших работ архитектора – здание Мытищинского водопровода, Алексеевская водокачка, которая входила в состав Мытищинского водопровода, «Рублевская водокачка» Москворецкого водопровода, первая канализационная насосная станция Москвы (в ней по праву сегодня находится Музей воды «Мосводоканала») и многие другие сооружения.
Жаль, что в современной архитектуре утрачен этот стиль коммунального архитектурного искусства.

Краснокирпичное перо
Мытищинская водопроводная станция
Реконстуркция Алексеевской водокачки
Реконструкция Алексеевской водокачки
Рублевская водопроводная станция
Рублевская водопроводная станция

Нина ДОНСКИХ.

Фото из открытых источников.