fbpx

Очистка московских водоемов. Черпаем дочиста!

Каждый день в восемь утра от причалов, принадлежащих ГУП «Мосводостоку», отчаливают суденышки – чистильщики реки. У них разные функции, разное оборудование на борту. Нашему корреспонденту удалось прокатиться на «МС-1». Его задача – очищать акваторию. То есть собирать мусор, который плавает по поверхности воды.

Во флотилии ГУП «Мосводосток» насчитывается два таких судна. МС расшифровывается как «мусоросборщик». Но его экипаж нередко величает свое суденышко «Михаилом Светловым». Даже позывной такой дают в радиоэфире. И остальные участники речного движения уже знают, кто это.

– «МС-1» работает от Бесединского до Крымского моста, – рассказывает руководитель группы ЭГТС (эксплуатация гидротехнических сооружений) Владимир Лапенков. – «МС-3» – от Крымского моста до Карамышевской плотины. Есть еще «МС-2», но он к нам не относится. Он работает в области, в Химках.

Кроме того, есть еще буксировщики, которые тащат несамоходные шаланды. Их задача – очищать от придонного ила и наносов места водовыпусков. Говоря человеческим языком – те места, где в Москву-реку впадают другие реки и ручейки. Всего таких водовыпусков на территории города 129. Причем учтите, что если даже реку давным-давно загнали под землю и заключили в коллектор – как, например, Неглинку или Синичку – все равно она продолжает в Москву-реку впадать. И все равно она будет нести с собой песок и разный мусор, который попадает в нее из ливневых канализаций.

Насчет «каждый день» – это, признаться, преувеличение. Толщина металла на корпусе судна – два миллиметра, это вам не ледокол. В этом году аквауборщики отдыхали примерно с 10 января (когда река встала) до середины марта. Зато после – действительно каждый день, с восьми утра и пока светло.

Как начинает таять снег – вместе с ним в реку стекает всякая бяка. Мусор с берегов, проще говоря. Плюс «распечатывается» то, что за зиму вмерзло в лед.

Оценить количество и состав весеннего мусора можно по большому контейнеру, который стоит на носу «МС-1». Он заполнен почти на две трети. В основном это небольшие ветки и ствол погибшего дерева, давным-давно потерявший всю кору. Однако среди них лежат доска, балка, три автомобильные шины (две легковые, одна грузовая), а также пластиковые бутылки различного дизайна, одноразовые стаканчики, кусок пенопласта, какая-то большая ржавая цилиндрическая деталь от явно немаленькой машины…

Впереди у судов типа «МС» большой широкий черпак, который он может опускать в воду и поднимать. На конце черпака – решетка. Какая-то мелочь сквозь нее, конечно, проскочит, но основной мусор она задержит. Что проплывает мимо черпака – то поймает своим сачком матрос Андрей Перлов. Есть на борту еще гидроманипулятор, с помощью которого можно уминать и переспределять мусор в контейнере, а также вылавливать из воды крупногабартиные предметы.

… От проспекта Андропова – места нашего старта – до Новоспасского моста мусора почти не было. Но когда впереди показался Кремль и парящий мост в Зарядье, мусор пошел буквально косяками. Причем именно бытовой мусор. Туристы…

– А вот когда станет тепло и по реке пойдут прогулочные теплоходы, мусора станет еще больше, – обещает капитан-механик Юрий Волков.

По его словам, в последние годы ситуация стала хуже. То ли отдых на воде стал более массовым, то ли отдыхающие более некультурными. Кстати, даже сейчас, хотя навигация только-только открылась, а погода пока не располагает к прогулкам по реке и по набережным, все равно видна тенденция. Как проходим мимо причала – так черпак в воду, сачок наизготовку. И поближе, поближе к берегу, где вся гадость как раз и плавает.

Надо еще отметить, что зона, где работает «МС-1» – нижнее течение реки – более чистая. Много мусора приносит с севера, из области. Там ведь никто не чистит! Поэтому на долю «МС-1» приходится то, что нападало в реку ниже Крымского моста, а также то, что осталось после «МС-3». Да, а из Москвы в область река течет уже совсем чистенькая.

Не до всех мест на реке можно добраться. Вот мы проходим под мостом. Там, где он примыкает к набережной, во всю его ширину течением прибило целую груду мусора. Но «МС-1» туда не подойдет: арка моста слишком низкая, судно слишком высокое, а черпак не такой длинный, чтобы просунуться в эту щель.

– Тут должен убирать «Гормост», – поясняет Владимир Лапенков. – Если они запросят нашей помощи – мы ее окажем.

Юрий Волков рассказывает о самой интересной находке за 39 лет работы. Идут они как-то по Москве-реке и видят – плавает чемодан. Большой! Выловили его. К нему привязана веревка, веревка тянется на берег, а в берег вбит колышек. Причем не просто вбит, а заныкан, чтоб никто не нашел. Ну, в смысле, с берега не нашел, видимо, не рассчитывали, что со стороны реки за веревку потянут.

– Подняли чемодан на борт, решили открыть, – рассказывает Юрий Волков. – Страшно, конечно, но любопытство победило. Открыли – а там сейф! Пустой… Кто-то его уже обчистил. До сих пор думаю: кому понадобилось прятать таким образом вскрытый сейф?

… А река-то – чистая! Нет, конечно, плавает на ней что-то, побросанное в воду несознательными гражданами или поломанное ветром. Но, в общем – чисто! А там, где прошел «МС-1», так и вообще ничего не осталось. Ну, разве что одну бутылочку пропустили. А контейнер почти полон, и две легковые шины совсем утонули в мусоре, уж и не видно их. От грузовой шины один бок торчит.

Владимир Лапенков работой своих подчиненных доволен. Например, после субботнего урагана, говорит он, очень быстро все убрали. Все, что ветер наломал и скинул в воду. Работали, кстати, в субботу вечером, в самую непогоду.

– Но это же 10 баллов по шкале Бофорта! – удивляюсь я.

– Нашим судам 10 баллов нипочем! – отвечает Владимир Лапенков.

Капитан этого разговора не слышал…

Майя Пчелкина.

Фото автора.

One thought on “Очистка московских водоемов. Черпаем дочиста!”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *