Есть в структуре АО «Мосводоканал» Центральное диспетчерское управление – это одновременно и сердце, и мозг сетей города. С одной стороны, именно оно управляет огромным количеством насосов и резервуаров, которые поставляют в наши квартиры чистую воду и удаляют из нее воду канализационную, подобно тому как гладкая мускулатура артерий и венозные клапаны качают по организму кровь. С другой стороны, именно здесь находятся системы контроля за состоянием городской сети. Дисплеи и мониторы, которые внимательно отслеживают состояние городских водопроводных и канализационных сетей.
В диспетчерской в круглосуточном режиме работают пять человек. Четыре человека – диспетчеры, которые отслеживают ситуацию в офисе, пятый человек – это специалист, дежурный по городу. Он выезжает на места, чтобы лично руководить процессом локализации аварийных ситуаций. Во время своей смены он повелитель всех задвижек и распорядитель всех гидрантов.
Именно в ЦДУ сосредоточена информация о состоянии и работе всех объектов – это и станции водоподготовки, и водопроводная инфраструктура, а также канализационные сети и очистные сооружения. Сюда со всей Москвы стекается информация о работе всех систем Мосводоканала, здесь она обрабатывается.
Модернизация? Это постоянный процесс!
Пять лет назад в ЦДУ прошла масштабная модернизация. Вместо старых методов паспортизации сетей перешли на полностью электронный формат. Теперь самая актуальная информация в режиме онлайн поступает и на главный экран центра, и на планшеты руководителей и оперативного персонала в районах эксплуатации. Схема сетей, аварийные и эксплуатационные заявки, актуальное положение задвижек и запорной аппаратуры, даже местоположение машин с расчетным временем прибытия – все это и многое другое видят сотрудники ЦДУ на своих дисплеях.
Можно ли сказать, что теперь все, что надо, сделано? Или же за пять лет что-то устарело и надо опять менять?
– Это же живой организм, – говорит начальник ЦДУ Андрей Фомушкин. – Представьте себе горшок, в который вы посадили семечко, и из него вырос красивый цветок. Сам горшок менять не надо, а цветок постоянно растет, меняется, его надо удобрять, поливать, подрезать… Так и с модернизацией: этот процесс практически постоянный.
Андрей Фомушкин все время находится в поиске. В городе вводят новые объекты, что-то изменяется, что-то дополняется, усовершенствуется. Где-то что-то подсмотрел, о чем-то услышал – интересно, а как у нас это будет работать? Давайте попробуем? Новую IT-технологию, новый гидрант, новую программу, новую методику. Да и требования к качеству воды постоянно меняются, и отнюдь не в сторону послаблений.
Новинки обкатывают на своих же компьютерах. Выписывают замечания, работают с ними, доводят до ума и только потом подают на основные серверы.
Или взять, к примеру, работу со строительными котлованами. Еще недавно как было? Выезжает дежурный по городу к котловану. Кстати, под словами «строительный котлован» не надо понимать строительство нового жилого дома, хотя и там надо смотреть, как в этот будущий дом будут врезать водопроводные и канализационные трубы. Чаще это котлован для реконструкции коммуникационных сетей.
Итак, раньше выезжал дежурный, фотографировал этот котлован и отсылал фотографию по ватсапу коллегам. Те ее снимали, обрабатывали и смотрели. Теперь в Центральном диспетчерском управлении появилось специальное мобильное приложение. Дежурный выезжает на место, у него на телефоне установлена специальная программа, которая показывает сразу же этот котлован. Дежурный фотографирует реальный объект – и все это сразу уходит на сервер. А там смотрят, насколько предполагаемое соответствует действительности и что тут надо делать.
– Это мобильное приложение мы тоже обкатывали на своих личных телефонах, – говорит Андрей Фомушкин.
Программа подсказывает, человек решает
На карте в кабинете начальника – вся столичная система водоснабжения. Синие линии – это водопровод. Коричневые – самотечная канализация, а фиолетовые – канализация под напором. Для нас, обывателей, никакой разницы между ними нет. Мы фактически пользуемся только самотечной канализацией: зашел в туалет, смыл за собой – оно своим ходом и утекло. Однако для работников Мосводоканала разница есть, и зависит она от рельефа местности. Есть наклон – она и будет сама течь. А если путь к водоочистным сооружениям лежит в гору? Тогда приходится подключать насосы.
На сетях повсюду расположены кружочки. Это колодцы. Кликнешь по нему – и тут опять всё тебе как на ладони: какое на этом участке должно быть давление, есть ли пожарный гидрант, в каком состоянии находится заглушка.
Кстати, давление в каждом узле должно быть свое. Оно зависит от многих факторов: какая застройка, насколько высоки вокруг дома, находятся ли они в низине или на возвышенности. Все это необходимо рассчитать, и над этими расчетами сидит целый отдел специалистов.
В случае возникновения нештатной ситуации программа показывает выездной бригаде маршрут, в какой колодец надо спускаться, какую задвижку закрыть. Впрочем, говорит Андрей Фомушкин, человек обязательно проверит все на месте – не ошиблась ли программа.
Некоторые участки сетей отмечены красным – они временно перекрыты. Но! Это совсем не означает, что дома, в которые они ведут, лишены воды.
– В каждый дом вода подается по двум веткам, – поясняет Андрей Фомушкин. – И они разделены перекрывающими задвижками. Конечно, мгновенно переключить подачу воды с одной ветки на другую нельзя, будет гидравлический удар. Однако, как правило, жители ничего не замечают, подача воды отключается буквально на несколько минут.
Кстати, нередко бывает так: диспетчеру приходит заявка, что в дом нет подачи воды. А потом оказывается, что виной тому действия управляющей компании. Например, в какой-то квартире протечка, и они перекрыли воду в стояке. Или кто-то из жильцов проводит работы.
Как влияют на водопровод Новый год и футбольный матч?
Все, наверное, слышали и знают, что потребление электричества должно быть ровным и непрерывным. Пиковые нагрузки чреваты выбитыми пробками и отключением – поэтому в сильные морозы может исчезать напряжение в сети. Но и низкое потребление электричества тоже чревато неприятностями, потому что электростанцию, особенно гидро-, не остановить, она работает себе и работает.
Так вот, представьте себе, что с водой – то же самое. Станции водоочистки и водоподготовки – а в Москве их четыре основных: Северная, Западная, Восточная и Рублёвская – работают непрерывно. Процесс очистки воды нельзя остановить, замедлить или ускорить. Осадку безразличны наши проблемы, он осаждается с той скоростью, которую задает ему земная гравитация. Бактерии, которые, не покладая жгутиков и ложноножек, трудятся в тенках и очищают воду, тоже не сбавляют темпов.
Поэтому в Москве есть 400 точек контроля давления и регулирующие узлы. Регулирующий узел – это два-три резервуара плюс насосная станция. Во время минимального водопотребления резервуары заполняют водой. Во время максимумов начинают напрягаться насосы, перекачивая в дома воду. Вся эта система настроена и отрегулирована таким образом, что станции водоподготовки работают непрерывно в одном и том же темпе.
А центр регулировки здесь – в ЦДУ. Все объемы воды, которые подаются в город, управляются отсюда. Их надо увязать, чтобы они работали синхронно, одновременно и при этом обеспечивали заданное давление – и не выше, и не ниже, согласно нормативам. Резервуары необходимо вовремя наполнять и опорожнять.
Обычный ритм жизни города таков: утром люди просыпаются, готовят завтрак, наполняют чайники, идут в туалет. Многие не мыслят бодрого утра без душа. Это – время максимального водоразбора, когда опорожняют наполнившиеся за ночь резервуары, а насосы включаются в работу. Затем многие уезжают на работу — наступает минимум. Вечером люди возвращаются, следует готовка еды, вечерние ванны и просто гигиенические процедуры — снова максимум. И – опять ночной минимум.
Между прочим, в центральной диспетчерской постоянно транслируется программа телепередач – ее тоже отслеживают. Хотя она сейчас уже не так сильно влияет…
– Вот двадцать лет назад, – вспоминает Андрей Фомушкин, – когда было от силы три канала и по одному шло, к примеру «Место встречи изменить нельзя» или «Семнадцать мгновений весны», потребление воды в этом время очень сильно падало. Весь город «прилипал к экрану».
Сейчас у многих москвичей дома 120, а то и больше, каналов. Один смотрит боевики, другой – мультсериалы, третий – мелодрамы или оперы, и все в разное время. Мало того, даже если идет какой-нибудь супермегапопулярный фильм, его все равно прерывают на рекламу, во время которой зрители могут сбегать в туалет или налить себе чашечку чая или кофе.
Один из дежурных диспетчеров вспоминает, что еще два-три года назад сильное влияние на водопотребление оказывали футбольные матчи. Тем более что их-то на рекламу не прерывают. Сейчас это опять-таки не сильно влияет.
Однако, как утверждают диспетчеры, бдительно вглядываясь в экраны, следить за программой передач по-прежнему необходимо. Из новостной ленты можно узнать о текущих событиях в городе и оперативно отреагировать на них с точки зрения обеспечения стабильного водоснабжения и водоотведения.
В нашем календаре есть уникальное время – новогодняя ночь. Квартира полностью убрана, пол вымыт, все члены семьи тоже вымылись, чтобы встретить Новый год чистыми, вся еда приготовлена, овощи вымыты, сварены и покрошены в салат… Все москвичи в одно и то же время собираются за праздничным столом, слушают президента, чокаются шампанским, втыкают ножи и вилки в праздничные блюда. В этот час-два потребление воды в городе падает до нуля. Совсем!
И для ЦДУ это, естественно, время, к которому необходимо заранее подготовиться. Подготовиться к тому, что станции водоподготовки будут продолжать работать, но в течение как минимум часа ни один вентиль крана не шелохнется, ни один сливной бачок не зашумит.
Из других праздников стоит отметить Чистый четверг, который был на прошлой неделе. В этот день все – ну, по крайней мере большинство жителей – моются. Однако по своим масштабам пик потребления Чистого четверга ни в какое сравнение не идет с новогодней ночью: там все происходит за один час, а тут может быть «растянуто» на весь день.
Стоит также отметить майские праздники, когда потребление воды традиционно падает – к этому тоже готовятся заранее. А вот летом особых эксцессов не происходит. С одной стороны, многие летом уезжают. С другой – люди в жару моются чаще, да и город в это время регулярно поливают.
Кстати сказать, территориального разделения в Москве нет. Нет такого, что в спальном районе воду потребляют только утром и вечером, а в районе бизнес-застройки – только в дневное время на офисные нужды. Точнее, такое есть, только вот на работе системы водоснабжения это никак не сказывается.
– Нельзя разделить потребление по районам, – поясняет Андрей Фомушкин. – Одна и та же магистральная труба может идти из Северо-Западного округа в Северный, а потом заходить в Центральный.
Нештатные ситуации
Их может быть много, и они разные. Например, дежурные по городу обязательно выезжают на все возгорания. Их обязанность – показать пожарным расположение гидрантов. Но это, скажем так, нештатная ситуация, которая к водопроводной и канализационной сетям не относится.
В этих сетях время от времени случаются происшествия, которые можно условно разделить на две группы: природные и вызванные человеческим фактором. Причем первые обычно возникают на водопроводной сети, а вторые – на канализационной.
– Весной и осенью происходит оттаивание и замерзание грунтов, – поясняет Андрей Фомушкин. – При этом двигаются большие пласты почвы, и они могут повреждать проложенные под землей трубы. Бывает также, что подземные потоки размывают землю, образуя пустоты.
А вот состояние канализации во многом зависит от поведения абонентов. И здесь, считает Андрей Фомушкин, ситуация с каждым годом становится все лучше и лучше.
– Например, раньше было очень много пакетиков от чая, которые люди почему-то выбрасывали не в мусорное ведро, а в унитаз, – вспоминает он. – Фильтры канализации были все в желтых бумажках, как новогодняя елка! Сейчас их стало ощутимо меньше. То ли научились выбрасывать правильно, то ли перешли на другие, не такие заметные и яркие марки.
Лет десять-пятнадцать назад большой проблемой были жировые отложения – знаменитые жирберги. Так называется канализационное явление, когда тряпки, волокна, латекс сбиваются в кучу и на них начинают нарастать слои жира. Повинны в этом были точки общепита и летние кафе, многие из которых работали незаконно и без всякого контроля. Сейчас все эти заведения в обязательном порядке должны иметь жироуловители – без них им просто не разрешат работать. Поэтому количество жиров, которое попадает в канализацию, сведено к минимуму.
Однако остаются волокнистые вещества – средства гигиены, латексные изделия №2, тряпки. Они, путешествуя по трубам, могут повреждать насосы. Кроме того, во время ремонта рабочие могут слить в унитаз строительный раствор. А что, его же вода размоет, в чем проблема?
Проблема в том, что он все равно рано или поздно вступит в реакцию и застынет на стенах трубы плотным комом. А если еще и встретится с какой-нибудь тряпкой, то беды не избежать…
– Мы стараемся делать свою работу незаметной, чтобы жители Москвы просто приходили домой, открывали кран и из него текла вода, – говорит Андрей Фомушкин. – Единственная просьба: соблюдайте все-таки правила пользования городской канализацией. Не бросайте туда ничего лишнего. И не лейте ничего, кроме воды и специальной химии для прочистки труб.
Яна МАЕВСКАЯ.
По материалам «Московской правлы»