Русский крест

16 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, в кинопрокат выходит художественный фильм «Русский крест». Картина снята по одноимённой поэме русского поэта Николая Мельникова. Режиссер Эдуард Бояков получал на съемки благословение у старца схиархимандрита Илия (Ноздрина), чьим духовным чадом был поэт Николай Мельников, ушедший из жизни в 2006 году.

Главную роль в фильме исполнил Михаил Пореченков.

 – Моя роль и простая, и сложная одновременно, – рассказывает Михаил Пореченков. – В моем герое Иване Ростке, на первый взгляд, мало героического. В то же время, его история – история простого человека, прозревшего путь к духовному возрождению и сумевшего повести за собой людей, «собрать народ в Народ». Это история «подвига» в том смысле, который заложен в слово «подвижничество». Уверен, что кинорассказ о жизни Ивана Ростка найдет живой отклик в душах.

Русский крест

«Русский крест» – история о покаянии и духовном возрождении простого человека, Ивана Ростка, достигшего предела в своем падении. Главный герой обретает веру после явления ему святого Георгия и ставит перед собой задачу – восстановить разрушенный в советское время деревенский храм.

Русский крест

Оператором картины выступил Максим Осадчий («Сталинград», «Дуэлянт», «Легенда о Коловрате»). В фильме звучит музыка Тихона Хренникова-младшего.

Русский крест

–  Поэма Мельникова – важный современный поэтический текст, написанный в сказовой народной манере и получивший признание православных христиан, – рассказывает продюсер фильма Игорь Кудряшкин. – В этом тексте собраны многие темы великой русской литературы, но в то же время он всей своей болью обращён в день сегодняшний. Для меня важно, что фильм актуализирует целый пласт современной культуры, ориентированный на традиционные национальные ценности.

– Поэзия Мельникова легко  вплетается в ткань киноповествования,-  считает режиссер фильма. Эдуард Бояков. – В образе сторожа Ивана Ростка прорастают черты целого поколения русских людей – растерянных и дезориентированных, оторванных от корней водоворотом истории, вынужденных среди обломков советской идеологии искать ростки новых ценностей, которые не могут не быть вечными. Этот образ глубоко архетипичен. Нам хотелось сподвигнуть зрителя к сопереживанию, к серьезной внутренней работе, которая, возможно, поможет найти ответ на вопрос: «Для чего нам даны испытания сегодняшнего дня?»

Фильм «Русский крест» – одно из немногих в современном кинематографе обращений к теме православия (из наиболее ярких примеров – «Остров» Павла Лунгина, «Монах и бес» Николая Досталя). При этом «Русский крест» уникален в жанровом плане. Авторы сохранили поэму в качестве основы сценария и непривычного для кинематографа выразительного средства. Поэзия здесь – самостоятельное действующее лицо, живая ткань фильма.

Русский крест

В мировом кино немного примеров такого жанра, поэтому картина – новаторская. Но авторы фильма прежде всего стремились создать историю, рассчитанную на самую широкую аудиторию. Все события фильма остро актуальны для настоящего времени, практически документальны. Преодоление тяжёлого «наследия» 1990-х – как раз то, чем занята современная Россия.

Елена Булова.

Кадры из фильма «Русский крест» предоставлены пресс-службой картины.